Для своих исследований специалисты из Соединенных Штатов привлекли 2,1 тысячи добровольцев, средний возраст которых составил 29 лет. Они получили задачу - пройти серию определенных тестов, которые позволили бы сравнить, как долго в памяти людей удерживаются хорошие, аморальные и нейтральные с точки зрения этики поступки.
С этой целью испытуемые должны были написать короткие сочинения, в которых речь бы шла об их поступках. Проанализировав эти тексты, ученые пришли к выводу, что люди склонны запоминать меньше подробностей своих аморальных действий, а также хуже представляют и могут передать свои чувства в момент их совершения.
На втором этапе эксперимента добровольцам предложили сыграть в «орел или решка», где им предоставлялась возможность соврать ради получения денежного вознаграждения. Если люди все же шли на обман, то в дальнейшем они вспоминали нечестную игру с меньшими подробностями. А вот последующие события они описывали более ярко.
К тому же психологи указали еще на два механизма, которые позволяют человеческой психике избегать болезненных воспоминаний и угрызений совести.
Во-первых, это дегуманизация (расчеловечивание) жертв собственных неблаговидных действий. К примеру, во время пропагандистской кампании, направленной на дегуманизацию евреев и подготовку немецкой нации к их изгнанию и уничтожению, нацисты изображали евреев в виде крыс. По настоянию Йозефа Геббельса был снят хорошо известный пропагандистский фильм Der Ewige Jude («Вечный жид»).
Во-вторых, люди сознательно или на подсознательном уровне используют двойное дистанцирование: люди склонны осуждать других за бесчестное поведение более жестко, чем самих себя.
При этом серьезные последствия «плохих» поступков ограничивают аморальную амнезию, полагают ученые. Тем не менее, эмоциональное напряжение, связанное с воспоминаниями о негативных последствиях собственной бесчестности, может еще больше мотивировать человека забыть, что причиной «наказания» стали именно его действия.