Главная претензия к ней со стороны государства и рынка – набор злоупотреблений со стороны газораспределительных организаций, сообщают «Известия» . Поэтому уже с 1 января 2014 года Минэнерго перестало выдавать производителям балансовые задания на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) для бытовых нужд.
Напомним, по сложившейся чисто неформальной практике, Минэнерго собирало заявки на объемы газа от региональных ГРО и распределяло их по производителям: каждый месяц газовики получали графики и отгружали газ в соответствии с запросами по льготным низким ценам. Проблема, о которой давно говорил рынок, заключалась в том, что большая часть газа не доходила до населения, а продавалась на рынке автогаза – якобы «социальный» газ ГРО конкурировал с коммерческой продукцией тех же самых производителей СУГ, прежде всего, в летний сезон, когда коммерческая цена действительно превышала «балансовую». Социальных волнений по этому поводу не возникало, поскольку население давно в основном покупает газ на коммерческих условиях – это намного удобнее, чем полагаться на деградирующую систему балансового газа. Кроме того, рынок СУГ в стране профицитен и проблем с продуктом нет, за исключением отдельных труднодоступных районов Сибири. Чем и пользуются ГРО в массовом порядке.
«Одна из ГРО запросила у нас балансовые объемы, а сама договорилась с компаниями из соседнего региона и напрямую продает им этот газ по коммерческим ценам, — приводит пример источник «Известий» в одной из компаний — производителей СУГа. — В итоге дошло до абсурда. К нам на завод приезжают автоцистерны этих компаний-покупателей и везут балансовый газ напрямую в свой регион. Так называемые незащищенные слои населения в том субъекте, где работает ГРО, этот газ даже не видят». По данным экспертов, этим ГРО, вызвавшим особое наибольшее возмущение производителей, является «Ульяновскцентргаз», который закупив СУГ в Пермском крае, продал его потребителям из Татарстана.
История с «Ульяновскцентргазом» поразила даже циничный рынок и видавших виды аналитиков. При этом «балансовые» цены СУГ для населения, например, Ульяновской области (потребители того же «Ульяновскцентргаза») сопоставимы с коммерческими. Цены РЭК для бытовых нужд населения по Ульяновску с июля 2013 года по настоящее время на СУГ в баллонах с доставкой составляли 24,25 руб/кг, СУГ в баллонах без доставки – 20,55 руб/кг. В среднем за этот период коммерческая цена в рознице составляла по данным агентства «Кортес» примерно 13,8 руб./литр или 25,5 руб./кг. На сегодня в Ульяновске цена СУГ - 14,2 руб./литр или 26,2 руб./кг. Другими словами, целесообразность «балансового газа» как явления давно поставлена под вопрос.
Альтернативой балансовых заданий являются долгосрочные контракты, и более 50% регионов уже заключили их, рассказал «Известиям» заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. Остальные субъекты тоже близки к соглашениям. Фактически, говорит чиновник, процесс перевели на рыночные рельсы. Когда есть годовой контракт, производитель знает, какой объем нужно произвести, ему гарантирован сбыт по определенной цене. А потребитель — ГРО — понимает, что если он заявит большие объемы и будет производить перекрестные поставки с одного рынка (для населения) на другой рынок (например, автозаправок), он будет вынужден за это платить, потому что применяется принцип take-or-pay («бери или плати»), объясняет Молодцов. Долгосрочные контракты позволяют минимизировать злоупотребления. Объемы по контрактам в среднем сразу стали меньше на 30%, чем были в балансовых заявках, рассказал замминистра.
Объемы сжиженного газа, поставляемого по балансовым заданиям, составляют около 6% от общего объема производства. Крупнейшими поставщиками СУГа по балансовым заданиям являются «Газпром» и СИБУР. «В конце 2013 года «Газпром газэнергосеть» заключила более 60 долгосрочных договоров с ГРО на 2014 год», - отмечает ИТАР-ТАСС.