«Уралхим» за копейки

Холдинг «Уралхим» Дмитрия Мазепина, решивший стать публичным, выходит на финишную прямую. Уже в марте он планирует начать процесс первичного размещения акций (IPO) на бирже, для чего уже начал проводить различные странные операции со свои акциями.

Впрочем, решение о размещении было вынужденным: у холдинга подходят к концу сроки выплаты части кредитов, а, не расплатившись по ним, «Уралхим» может быть попросту объявлен банкротом.

На днях совет директоров березниковского ОАО «Азот», входящего в «Уралхим», утвердил решение о выпуске допэмиссии акций путем конвертации при дроблении с коэффициентом 100 к 1. Таким образом, если до сих пор уставный номинал «Азота» состоял из 405871 акций номиналом 1 руб., то теперь он состоит из 40587100 акций номиналом 1 копейка.

Для чего «Уралхиму» понадобилось в буквальном смысле слова обесценить акции своего дочернего предприятия в Березниках? Дело в том, что ровно такой же номинал, 1 копейку, сегодня уже имеют остальные комбинаты холдинга «Уралхим» - «Кирово-Чепецкий Химкомбинат» (КЧХК) и «Воскресенские минудобрения» (ВМУ), которые уже подверглись аналогичной процедуре ранее. В скором будущем это позволит Дмитрию Мазепину перевести все свои заводы на единую акцию для последующего проведения IPO.

Реклама на веке

Вслед за объявлением решения совета директоров «Азота», совет директоров самого «Уралхима» сообщил, что утвердил решение о проведении допэмиссии акций головного холдинга. В дополнение к существующим 500 млн. акций будет выпущено 125 млн. акций компании. После размещения новых акций уставный капитал холдинга увеличится до 2,5 млрд. рублей (625 акций по 4 рубля). Доля новых акций составит 25% от прежнего уставного капитала и 20% от увеличенного уставного капитала «Уралхима». Очевидно, что вновь выпущенные акции Дмитрий Мазепин собирается также предложить потенциальным инвесторам наравне со старыми – ранее СМИ сообщали, что «Уралхим» может разместить на бирже до 30% своих акций. По сути, две трети из них составят новые акции, которых еще вчера не существовало в природе.

Таким образом, Дмитрий Мазепин, как ему свойственно, хочет сделать деньги из воздуха: предлагая на бирже как можно больше акций с крайне низкой стоимостью, «Уралхим» надеется на успех. По разным оценкам, в ходе размещения холдинг намерен привлечь до $600 млн. Впрочем, эксперты серьезно сомневаются в подобном успехе «Уралхима».

Компания уже не раз подтверждала свою сомнительную репутацию, то ввязываясь в корпоративные конфликты с холдингом «Фосагро» и СИБУРом, то размывая пакеты миноритарных акционеров (за примером ходить далеко не надо – последний такой случай произошел в конце прошлого года на ВМУ), то выпячивая свое наплевательское отношение к экологической безопасности на предприятиях. Практически на всех заводах ситуация сейчас близка к критической. Впрочем, у Мазепина есть проблемы и поважнее, чем экология. Так, подходят сроки, в которые ему необходимо погасить набранные кредиты.

Общая кредитная задолженность «Уралхима» сейчас уже превышает капитализацию самого холдинга, и оценивается более чем в $2 млрд. Тем не менее, часть этой задолженности необходимо будет выплатить банкам совсем скоро, иначе холдинг могут просто обанкротить. Поэтому Мазепину не остается ничего другого, как продать часть своих акций сторонним инвесторам.

Впрочем, благодаря этому шагу он сможет лишь отложить свои проблемы, но не решить их. Ведь даже при самом успешном размещении Мазепин сможет отдать не более трети своих долгов. Но для него это в данном случае – единственный шанс сохранить компанию. Разумеется, взвесив все «за» и «против», любой разумный инвестор должен отказаться от покупки акций «Уралхима», как бы привлекательно они не выглядели на данный момент по своей стоимости. Ведь инвесторы люди не глупые и понимают, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», а «дешево – хорошо не бывает». Если же проанализировать, когда Мазепину придется в следующий раз расплачиваться с банками-кредиторами – а пик выплат наступит в 2011-2012 годах – станет очевидным, что гореть звезде «Уралхима» осталось совсем недолго.

Реклама на веке
В пробке проделали дырку Партнеры, пожав руки, разошлись по IPO