Правительством РФ утвержден план мероприятий, направленных на развитие российской алюминиевой промышленности. «Дорожная карта» расписана на пять лет вперед. Об этом изданию «Коммерсантъ» стало известно от собственных источников. Подтверждение информации получено и от представителя вице-премьера Дмитрия Козака. Документ (имеется в распоряжении газеты) был одобрен на совещании, состоявшемся 27 июня.
Планом предусмотрено увеличение внутреннего спроса на алюминий в стране, что необходимо единственному производителю первичного алюминия в России — компании UC Rusal. Промгигант и его основной владелец Олег Дерипаска в апреле оказались в санкционном списке США. В 2017 году, Rusal, пише издание, отправил на экспорт около 80% алюминия: на внутренний рынок попал лишь 1 млн т металла (выпуск загод составил почти 3,6 млн т).
Несколько положений «дорожной карты», утверждает газета, направлены на прямое ограничение и снижение импорта. В документе указано, что к 15 октября участниками встречи (вице-премьером Козак с чиновниками и представителями Rusal) предложено разработать и внести в кабмин инициативу, направленную на увеличение ввозных пошлин на алюминиевую продукцию выше уровня связывания ВТО. Сейчас эти расценки в рамках ЕАЭС находятся на уровне 5–15%.
Также «дорожная карта» предлагает, чтобы государственные компании в обязательном порядке дополнили свои профильные документы уточнениями о «закупках продукции с использованием алюминия у предприятий РФ». В бумаге, принятой на совещании, говорится о возможности введения запрета или ограничении доступа отдельной привозной алюминиевой продукции к госзакупкам либо закупкам муниципальным.
В плане мероприятий по стимуляции развития алюминиевой промышленности есть и пункт о внесении «требований по изготовлению или использованию компонентов из российских алюминиевых сплавов» в правительственное постановление, содержащее описание технологических операций, при соответствии которым машиностроители получают доступ к субсидиям. Участники совещания постановили, что к концу 90% таких комплектующих должны быть локализованы. В группе ГАЗ, которая подконтрольна Дерипаске, пишет газета, алюминий закупается исключительно в России.
Предполагается в «дорожной карте» и запрет на ввоз колес, укомплектованных шиной. В то же время условия субсидий производителям сельскохозяйственной техники документ предлагает расширить, но лишь в случае использования большего количества российского алюминия. Кроме того в правительстве обсуждаются идеи по предоставлению льгот и субсидий производителям и пользователям алюминиевых вагонов.