В беседе с «КоммерсантЪ» Песков пояснил, что глава государства не отдавал каких-либо распоряжений и не комментировал предложение главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Пресс-секретарь главы государства подчеркнул, что пока в Кремле не ведется инициированный Бастрыкиным способ укрепления суверенитета РФ через отказ от верховенства норм международного права.
Предложение кардинально пересмотреть правовую систему государства и внести изменения в Конституцию РФ руководитель СКР предложил накануне в ходе заседания коллегии ведомства. По мнению Бастрыкина, отечественному законодательству должен быть предоставлен приоритет над положениями международного права. Глава СКР считает, что норма, предусмотренная статьей 15 федеральной Конституции, в нынешних внешнеполитических условиях срабатывает против России, а данная статья фактически является диверсионной. Отказ от приоритета международного права над национальным, уверен Бастрыкин, пойдет на пользу правовому суверенитету России и укрепит позиции федерального судопроизводства.
Напомним, вызвавшая недовольство Бастрыкина статья 15 Конституции утверждает ратифицированные РФ нормы международного права в качестве неотъемлемых составляющих национальной правовой системы. В случае, если такая международная норма противоречит аналогичной отечественной, приоритет предоставляется международному положению, говорится в Основном законе.
Неодобрительно инициативу Бастрыкина восприняли в Совете по правам человека при президенте России. По словам главы органа Михаила Федотова, переписать статью 15 Основного закона фактически невозможно – потребуется принятие новой Конституции. Как пояснила судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова, поскольку данная статья входит в первые главы Основного закона, править ее невозможно. А изменить всю Конституцию может лишь специальный орган – Конституционное собрание. Пока в России нет не только данного собрания, но и закона, в соответствии с которым оно могло бы приступить к работе.
Отметим, изменения в действующую Конституцию принимались дважды. Принципиальные изменения были внесены в 2007 году, когда срок полномочий главы государства увеличили с 4 до 6 лет, а законодательного органа – с 4 до 5 лет. В 2014 году поправки были вызваны слиянием Верховного и Высшего арбитражного судов.