Еще 150 млрд. рублей привлекут в течение четырех лет за счет облигаций. «Это позволит обеспечить предоставление льготных инфраструктурных займов под 4% сроком до 15 лет, а по отдельным проектам - до 30 лет», - отметил глава кабмина Михаил Мишустин.
Инициатива Путина по выдаче кредитов
Во время своего Послания Федеральному Собранию в апреле этого года президент РФ Владимир Путин предложил выдавать регионам инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% на срок до 15 лет.
Глава государства пояснил, что такие кредиты будут предоставляться регионам под полным контролем федерального казначейства на проекты с федеральной экспертизой. Поддержку окажут тем регионам, которые проводили взвешенную долговую политику: чем меньше долгов, тем больше кредитов регион получит.
При использовании кредитов должны соблюдаться несколько правил: целевое назначение средств, обособленный от бюджета региона учет расходов по кредиту, обеспечение федерального казначейского сопровождения инфраструктурных проектов и ежеквартальные отчеты главы региона. Погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снизит нагрузку на региональные бюджеты.
Самые большие лимиты предназначены для таких высокоразвитых регионов, как Москва, Московская область и Санкт-Петербург, — на три этих региона приходится четверть всех инфраструктурных кредитов. Вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью они заберут около трети всех лимитов. Эти субъекты являются и лидерами по численности населения — на Москву, Подмосковье и Петербург приходится более 17% жителей России.
Меньше всего достанется дотационным Чукотке, Ненецкому автономному округу и Хакасии. Для Мордовии вообще не предусмотрено бюджетного кредита на инфраструктурные проекты (у республики самое высокое отношение общего госдолга к собственным доходам — 195% на начало 2021 года).
Лимиты по бюджетным кредитам на инфраструктурные проекты
Регионы с самыми большими лимитами на инфраструктурные кредиты: Москва — 81,2 млрд. руб., Московская область — 25,4 млрд. руб., Санкт-Петербург — 24,2 млрд. руб., Краснодарский край — 18,3 млрд. руб. и Ростовская область — 15,4 млрд. руб.
Регионы с наименьшими лимитами на инфраструктурные кредиты: Мордовия — 0 руб., Хакасия — 0,2 млрд. руб., Ненецкий автономный округ — 0,2 млрд. руб., Чукотка — 0,3 млрд. руб., Еврейская автономная область — 0,4 млрд. руб.
Минфин и Минэкономики отметили, что регионам не гарантируют выделение полной суммы в рамках лимита. Средства выделяются на конкретные проекты, которые пройдут конкурсный отбор и детальную экспертизу. Объем внебюджетных средств должен быть не меньше бюджетного кредита, объем будущих налоговых доходов должен быть больше расходов на обслуживание кредита, на каждый 1 млн. рублей кредита должно создаваться определенное число рабочих мест. Также будет учитываться оценка градостроительного потенциала территории.
Регионы получили первые кредиты на развитие инфраструктуры
«Московская область подала сразу шесть заявок, - сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин. - Четыре из них предполагают строительство 28 объектов инфраструктуры в рамках установленного лимита на сумму 23,7 млрд. рублей, а еще две - на предоставление инфраструктурно-бюджетного кредита на пять объектов в размере 3,9 млрд. рублей на конкурсной основе. Сегодня мы одобрили основную заявку, конкурсную же будем рассматривать после 1 октября, когда у нас останутся нераспределенные лимиты. Благодаря этому в Московской области будет построено около 3 млн. квадратных метров жилья и создано почти 47 тыс. рабочих мест».
Нижегородская область получит 8,373 млрд. рублей для комплексного развития Нижегородской агломерации. Регионом подготовлен проект строительства инфраструктуры на период до 2026 года. Уже в нынешнем году 1 млрд. рублей из предоставленных средств будет потрачен на проектирование метро.
Якутии будут предоставлены бюджетные кредиты на 4,163 млрд. рублей. Эти средства будут направлены на реализацию трех проектов, в числе которых комплексная застройка квартала «Воинская часть» (микрорайон Звёздный) Якутска, застройка квартала «Р» в Нерюнгри, а также строительство жилых и инфраструктурных объектов в рамках реализации проекта «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей».
Правительственная комиссия по региональному развитию одобрила заявку и Мурманской области. «Благодаря кредиту на сумму 3,4 млрд. рублей в Мурманске будет создан культурно-деловой центр «Новый Мурманск», в составе которого будут построены конгресс-холл, гостиница, крытый тематический парк, музей Арктики, фудкорты и ряд других объектов. В городе появится более 2 тыс. рабочих мест», - сообщил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
По словам главы Ленинградской области Александра Дрозденко, регион уже подготовил пакет предложений и готов запросить инфраструктурные кредиты на сумму 53,6 млрд. рублей.
Дрозденко отметил, что госэкспертизу прошли проекты на сумму в 39,5 млрд. рублей. При этом он подчеркнул, что для региона установлен лимит объема займа в размере 8,5 млрд. рублей.
«Понимаю, что встану в очередь, и, может, все-таки кто-то из коллег небольшую сумму не израсходует, а вот мы уже здесь, «в засаде», с проектами, прошедшими экспертизу», - добавил Дрозденко.
Тюменская область получит инфраструктурный займ на 700 млн. рублей для строительства жилого комплекса в районе Плеханово в Тюмени. Об этом сообщает пресс-служба главы региона.
В Татарстане вопрос обеспечения Тукаевского района питьевой водой может решиться за счет инфраструктурного бюджетного кредита. Об этом в ходе рабочей поездки в район заявил глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.
Местные жители уже неоднократно жаловались на качество воды из артезианских скважин, которая пригодна к использованию как техническая. Экспертиза местного Роспотребнадзора выявила, что вода в 6 раз мутнее допустимой нормы, в разы превышено содержание брома, бора, железа, аммиака и нитратов.
Чтобы проложить новый водный маршрут от инженерных сетей «Челныводоканала» до сельских поселений Тукаевского района, необходимо около 500 млн. рублей.
Курская область намерена получить 8 млрд. рублей инфраструктурных кредитов. Как сообщил вице-губернатор этого субъекта РФ Алексей Смирнов, подготовлены заявки на получение 200 млн. рублей для реконструкции очистных сооружений, 1,3 млрд. рублей на строительство инфекционной больницы и 8 млрд. рублей инфраструктурных кредитов.
Эти средства планируется потратить на строительство ряда социально значимых объектов. Так, 4,7 млрд. рублей пойдет на строительство дороги от «Курского завода тракторных запчастей» (КЗТЗ) до ПЛК; 2,1 млрд. рублей потратят на замену троллейбусных опор и подстанций, также средства пойдут на строительство водовода на Плевицкой и строительство двух детсадов в областном центре.
Механизм взаимодействия с регионами отрабатывается в рамках пилотных проектов. Строительство за счет инфраструктурных объектов начнется в Липецкой, Сахалинской, Тульской, Тюменской, Челябинской и Свердловской областях. «Рассчитываем, что эти меры позволят развивать производство, повысить инвестиционную привлекательность регионов, поддерживать бизнес и создавать больше новых рабочих мест. И в конечном итоге улучшить качество жизни наших граждан», - отметил премьер-министр Михаил Мишустин.
Хватит ли регионам 500 млрд. рублей
Как сообщил министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, в Минстрой России поступили заявки на получение инфраструктурных бюджетных кредитов от 50 регионов на общую сумму более 2,5 трлн. рублей. И действительно, потребность регионов в дополнительных средствах высока. Например, спрос только одного Красноярского края на бюджетные инфраструктурные кредиты составляет 100 млрд. рублей.
«На сегодня мы уже проработали и провели через процедуры восемь регионов, которые прошли по инфраструктурным кредитам. Получение средств начнется с ноября», - отметил Файзуллин.
Говоря о качестве поступающих проектов, глава Минстроя отметил, что каждый из них направлен на рост капитализации территорий. «Конечно, мы видим каждый проект, на что и как он влияет. И те параметры возвратности, которые прописаны, обязательно должны лежать в основе этих проектов. И сегодня капитализируются новые территории, которые приводят к притоку инвесторов», — заявил Файзуллин.
Вице-премьер Марат Хуснуллин напомнил, что сроки подачи заявок ограничены 1 октября, а их утверждение - 1 ноября. «Мы готовы оперативно рассматривать все заявки, прошу регионы активизироваться и напоминаю, что срок подачи заявок - 1 октября этого года. После этого все невыбранные лимиты будут распределяться на конкурсной основе», - заявил Хуснуллин.
По его словам, уже одобрены заявки Московской и Мурманской областей на получение инфраструктурно-бюджетных кредитов. Еще семь регионов - Костромская, Магаданская, Челябинская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также Республика Татарстан - представили заявки в Минстрой, которые будут рассмотрены в ближайшее время.
Мнения экспертов
Эксперт РИСИ Михаил Беляев считает, что главная задача инфраструктурного кредитования – помочь регионам строить на своих территориях надежный фундамент для крупного бизнеса.
«Без инфраструктуры привлечь бизнес сложно. Под ней мы понимаем то, что обеспечивает дальнейшее развитие бизнеса – дороги, мосты, какие-то складские помещения, информационные центры – все, что может обеспечить в дальнейшем работу бизнеса на прибыльной основе. Почему в реализацию инфраструктурных проектов не очень охотно идет частный бизнес – это большие расходы и долгие сроки окупаемости. Поэтому государство берет на себя строительство этой инфраструктуры, чтоб потом на этом фундаменте развивался бизнес», - пояснил эксперт.
По его словам, в конечном счете это будет способствовать развитию местной экономики. «Бизнес – это не только прибыль для предпринимателя. Параллельно это рабочие места, поступления в бюджет, рабочие места с конкурентной зарплатой и, как следствие, хорошие пенсии. То есть это такая двухходовка, которая имеет, на мой взгляд, социальную подоплеку», - отметил Беляев.
С ним согласна исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева, которая считает, что уже сейчас большое внимание уделяется развитию в российский субъектах магистральных сетей, дорог и аэропортов. Однако коммунальная инфраструктура по-прежнему находится вне фокуса модернизации.
Поскольку у самих регионов на развитие этой отрасли денег не хватало, вся надежда возлагалась на инвесторов. Они, однако, принимать участие в подобного рода программах не спешили. Среди причин были и «дорогие» деньги. Именно эту проблему снимает возможность получения инфраструктурного кредита не более чем под 3% годовых и не менее чем на 15 лет.