В документе, посвященном инициативам относительно совершенствования регулирования продажи спиртных напитках в рознице, разработанном специалистами Министерства промышленности и торговли, отмечается, что, начиная с 2013 года, розничный оборот ежегодно терял не менее 745 млрд рублей. На эту сумму не докупили товары россияне, столкнувшиеся с ограничениями при попытке купить спиртное. В данной цифре учтена не только стоимость алкоголя, который был бы куплен при сохранении прежних правил, но и других товаров, которые зачастую приобретают вместе со спиртным. Как следствие, ужесточение торговли алкоголем оказалось непосильным для множества малых магазинов, которые закрылись за последние годы.
В Росстате значительное сокращение объемов розничных продаж не подтверждают, ведь в номинальном выражении сумма оставленных россиянами в супермаркетах средств из года в год увеличивается. Если в 2013 году она составила 23,7 трлн рублей, то в прошлом – уже 27,5 трлн рублей. Усомнились в заявленных Минпромторгом цифрах также в Минэкономразвития и Минфине. Впрочем, собственные аналогичные исследования там не проводили.
Руководитель центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, несомненным является только падение легальных продаж крепких напитков. Если в 2007 году таковых продали 1,9 млрд л, то в прошлом – только 935 млн л. Разница в стоимости этих объемов составляет порядка 400 млрд рублей, а в фактическом выражении речь идет о 2 млрд бутылок.
В Минпромторге уточняют, хуже всего на розничном обороте сказался мораторий на продажу спиртного на территории, прилегающей к школам, садикам и другим социально значимым учреждениям. Региональные власти теоретически могут распространять эти ограничения на 1 км от указанных объектов. А в 2013 году продавать пиво запретили также во всех киосках, независимо от места их дислокации. Как следствие, отмечают в министерстве, ушли с рынка 18 тыс. магазинов, 35 тыс. киосков, а также 14 тыс. столовых и кафе. Лидерами по сокращению рынка розничной торговли среди субъектов федерации стала Волгоградская область, где закрылись 1,7 тыс. точек. На 1,2 тыс. магазинов, киосков и кафе стало меньше в Курской области, на 800 точек – в Саратовской области.