Как сообщает БизнесФМ, доля России на рынке мирового гражданского судостроения не превышает 1%, хотя в стране есть 45 действующих частных верфей. Но схема работы российских верфей не есть производство – это обыкновенная сборка. Почти все комплектующие, которые используются в российских катерах для частного использования, производятся за рубежом.
При этом есть серьезный перекос в производстве в сторону речных судов, требования к которым значительно ниже, чем к морским яхтам. При этом, в России существует серьезные преимущества, которые могли бы помочь отрасти: серьезная сеть рек и озер, большое количество рыбаков-любителей и соответствующая инфраструктура, доставшаяся с советских времен – речной причал стоянки для хранения катеров есть практически в каждом городе.
В настоящее время в Россию можно беспошлинно ввозить спортивные яхты, чем пользуются импортеры: иностранцы ввозят в страну любые суда, и реализуют их продают их под видом спортивных, для соревнований. При этом производство российских катеров обходится примерно на 20% дешевле – сказывается дешевая рабочая сила.
45 существующих верфей строят в основном, маломерные суда. Их самым крупным заказчиком является Министерство обороны – небольшие, легкие катера нужны пограничникам и в МЧС.
Именно законодательство более всего вредит сейчас отрасли и разрушает отечественное кораблестроение и проектно-конструкторские организации.
Все относительно хорошо только в военном судостроении, доля которого составляет 12% - Россия занимает второе места по объемам производства военных судов после США. Наряду с производством рыболовного и ледокольного флота, на российских верфях сейчас строятся суда среднего и малого классов, что не совсем правильно для развития отрасли.
Специалисты сходятся во мнении, что для того, чтобы России конкурировать на мировом рынке крупнотоннажных судов, следует перенимать военные технологии и решения – как правило, на такую технику гражданского назначения есть спрос не только со стороны частных лиц, но и государственных структур. В настоящее время изношенность российских судов составляет более 70%.