«В настоящее время оптовые цены на топливо снижаются, логистика не менялась, объемы достаточны. Есть предпосылки для снижения и розничных цен», — заявил он.
Отметим, что на стоимость моторного топлива повлияли санкции, из-за которых сократился экспорт с белорусских НПЗ, что привело к его перенаправлению на российский рынок. Снижение цен на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стартовало на прошедшей неделе. Так, с 28 февраля по 5 марта бензин Аи-92 подешевел на 11,6%, Аи-95 — на 9,6%. Стоимость дизтоплива снизилась примерно на 12%.
Примечательно, что снижение оптовых цен продолжилось и на этой неделе. Только за 10 марта Аи-92 подешевел на бирже на 6,4%, до 36,88 тыс. рубля за тонну, достигнув минимума с апреля 2020 года. По сути, снижение цены с конца февраля составило 24,5%. Аи-95 за четверг потерял около 2% стоимости, снизившись до 40,18 тыс. рубля.
Удешевление бензина на АЗС отмечается в Сыктывкаре, Салехарде, Иркутской и Нижегородской областях, а также в Приморском крае. На Дальнем Востоке цены меняются в том числе и за счет субсидирования железнодорожного тарифа на перевозку топлива.
После введения очередного пакета жестких антироссийских санкций биржевые цены на марки российского топлива снова стали снижаться. Накануне стоимость бензина марок Аи-92 и Аи-95 упала более чем на 4% после снижения примерно на 6% днем ранее.
Заметно подешевело межсезонное дизельное топливо — до 53,6 тыс. рубля за тонну (сокращение на 2,35%) и зимнее дизельное топливо —до 52,5 тыс. рубля (сокращение на 3,67%). Стоимость летнего топлива в среду не изменилась.
Изменение стоимости бензина начали отмечать и в некоторых российских регионах. Так, в Салехарде заметили, что цена топлива на заправках «Роснефти» снизилась на 1,5 рубля. Отметили падение стоимости и во Владивостоке — на разных АЗС оно составляло от 60 копеек до 4,5 рубля.
Реальное влияние на российский рынок бензина и дизтоплива оказывают даже не цены на нефть, которые из-за общего кризиса становятся в мире запредельными, а, скорее, котировки на моторное топливо, наблюдающиеся на западных площадках.
Отметим, что в последние три года цены на моторное топливо в России сильно зависели от внешних котировок. То есть от того, сколько бензин стоит в рублях на внешних площадках. Но из-за автоматического санкционного отключения российских НК от западных бирж нефтепродукты стали ориентироваться на внутренние показатели. При этом, когда падают биржевые котировки, снижаются оптовые цены, что приводит и к уменьшению розничных цен.
Кроме того, снижение стоимости бензина связано с логичным падением сезонного спроса в России. Так, например, цена на зимнее дизельное топливо росла с конца ноября 2021 года по середину января этого года. Сейчас с ранним приходом теплой погоды в некоторых регионах России потребности в зимнем дизеле снизились. Чрезвычайно высокий подъем цен также был вызван неоптимизированными налоговыми режимами.