В документе описывается создание «единой среды экспортера», которая призвана объединить в себе ряд сервисов, необходимых для реализации товаров через Интернет как внутри страны, так и на экспорт.
В МЭР считают, что оптимальным решением станет создание единой компании-агрегатора, которая станет «окном», помогающим российским товарам хлынуть на мировые рынки. В качестве потенциальных кандидатов на роль глобального агрегатора рассматриваются «Яндекс.Маркет», «Юлмарт» и Wikimart. Составители документа также отмечают, что российские площадки целесообразно интегрировать с крупнейшими зарубежными электронными площадками — AliExpress, Amazon, eBay и другими. Такой шаг будет способствовать продвижению российских товаров на международном рынке.
Для принятия и выполнения заказов, оплаты и отправки товаров экспортеры будут использовать личный кабинет на сайте агрегатора. Получив доступ к кабинету, экспортер сможет пользоваться кредитной, страховой и гарантийной поддержкой организаций, которые подключит площадка. Кроме того, у площадки будет функция налогового агента. Средства, полученные от продажи продукции, будут поступать на банковский счет агрегатора.
В рамках концепции авторы предлагают обязать площадку формировать страховой взнос при заключении договора с экспортером. Такой резервный фонд в будущем позволит оперативно решать споры с иностранными заказчиками. Участие в спорах будет предложено организовать по примеру AliExpress.
В «Яндекс.Маркет» заявляют, что их площадку можно использовать для экспорта товаров за рубеж точно так же, как в настоящее время она используется магазинами для продаж внутри РФ. При этом руководство сервиса подчеркнуло, что главной задачей является проработка удобных для бизнеса механизмов экспорта.
Представители «Юлмарта» заявили, что компания готова стать стратегическим партнером правительства в вопросе создания и развития глобальной инфраструктуры для реализации отечественных товаров на мировом рынке. Ответить на вопрос о необходимом объеме инвестиций в компании пока не смогли, объяснив это тем, что лишь недавно подключились к проекту.
В Wikimart заявили, что поддерживают инициативу Минэкомразвития, и согласились с необходимостью создания единой системы экспортера. Как отметили в компании, данный проект потребует серьезных инвестиций от его участников. Кроме того, необходима будет помощь в подключении всех компаний, обладающих экспортным потенциалом. Впрочем, при наличии админресурса реализация данной задачи не вызовет затруднений.
Формирование пула экспортеров авторы документа предлагают поручить Российскому экспортному центру (РЭЦ). Кроме того, данная организация сможет оказать помощь в стандартизации и сертификации продукции, после выполнения которых экспортеры будут перенаправляться к агрегатору.
По данным Минэкомразвития, в настоящее время в России работают 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса. Из них лишь 0,28% (около 16 тыс.) экспортируют товары за рубеж. При этом объем российского экспорта составляет около $497,8 млрд., а размер рынка интернет-ритейла в 2015 году составил 650 млрд. рублей (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах).
Президент РФ Владимир Путин в декабре 2015 года поручил «рассмотреть и поддержать» идею о «создании внутренней инфраструктуры электронной торговли», которая должна позволить «любому производителю качественной продукции» из России «выйти на мировые рынки», «найти своего клиента» и «конкурировать в любой точке мира». Срок исполнения поручения президента по электронной торговле – до 1 июля 2016 года.
Заметим, что в день «Всемирного фестиваля шопинга», который прошел 11 ноября прошлого года, китайский интернет-гигант AliExpress, входящий в группу Alibaba и являющийся самым популярным в РФ, начал продавать российские товары.
По словам директора по развитию AliExpress в России и СНГ и генерального директора компании Alibaba.com (RU) Марка Завадского, которые цитирует РБК, AliExpress начинает сотрудничать с российскими онлайн-магазинами и реселлерами иностранных брендов в день «Всемирного фестиваля шопинга». Размещены товары ритейлеров из РФ были в подпроекте под названием AliExpress Молл. От основной площадки магазина он отличается ориентированностью на более платежеспособных клиентов. Завадский отметил, что компания хочет привлечь более «дорогую» аудиторию, внимание которой по разным причинам ранее не смогла на себя обратить.
Первоначально российских реализаторов будут подключать к интернет-площадке вручную, но не исключено, что дальше они смогут присоединяться к ней автоматически. Стоит отметить, что до этого на площадке AliExpress реализовывались в основном китайские товары.