Очередные инициативы депутатов Госдумы в отношении губернаторов, похоже, способны даже «из железа выжать стон». На днях представители четырех парламентских фракций предложили наказывать глав регионов за избыточный самопиар (информирование о деятельности органов госвласти субъекта РФ) крупными штрафами и тюремным заключением.
Теперь лидер ЛДПР Владимир Жириновский и первый замруководителя фракции либерал-демократов Алексей Диденко подготовили поправки ко второму чтению законопроекта, уточняющего порядок определения срока полномочий региональных руководителей. В первой редакции документа (авторами которого являются главы всех думских фракций) говорится о том, что губернатор может находиться на занимаемой должности не более двух сроков, то есть двух пятилеток подряд. Отсчет ведется с 1 июля 2012 года – даты вступления в силу закона о возвращении губернаторских выборов. До этого, напомним, с 2005 года глав регионов назначал региональный парламент по представлению президента РФ, и ограничений по количеству сроков не было.
Жириновский же предлагает ограничить полномочия губернаторов одним сроком. Впрочем, если абстрактный глава, к примеру, Московской области, хочет продолжить свою работу, он может переехать в другой регион и избираться там. Либо сделать перерыв на пять лет, подобрав надежного преемника и, по сути, не снимая руку «с пульса». Но тогда в чем соль идеи «горизонтального перемещения» или «вынужденного простоя»? И кто истинный автор этой бессмысленной инициативы?
«Я думаю, это все-таки простой пиар ЛДПР ради того, чтобы все СМИ об этом написали, - заявил «Веку» директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Наши депутаты давно прибегают к таким приемам: выступают с какой-нибудь яркой инициативой и наблюдают, чтобы все это было процитировано. А потом идея спускается на тормозах. Практика показывает: когда через депутатов вбрасывается какое-то реальное решение (даже если оно спорное), то, во-первых, его вносят сразу несколько парламентариев из нескольких фракций, во-вторых, оно проходит практически без обсуждения. Так что здесь, я думаю, инициатива исходит только от ЛДПР, и она имеет мало шансов на реализацию.
Дело в том, что у большинства губернаторов прежние сроки обнулились, и первым сроком будет считаться тот, который начался с 1 июня 2012 года. Поэтому даже если чисто гипотетически говорить о перспективах реализации идеи ЛДПР – этот закон все равно коснется губернаторов не раньше, чем через два года. Даже тем главам регионов, которые занимают свою должность уже несколько сроков (будучи назначенными местными парламентами) и идут сейчас на «досрочку», фактически будет засчитываться первый срок», - поясняет политолог.
Многие эксперты солидарны во мнении: пятилетний срок в одном регионе – вовсе не срок для того, чтобы продемонстрировать хорошие результаты работы. В лучшем случае губернатор только-только успеет сколотить команду и погрузиться в проблемы края, области или республики. Полновластным хозяином территории за пять лет вряд ли кто сможет стать. Невозможно будет выступать гарантом реализации долгосрочных программ социально-экономического развития субъекта РФ, выстраивать отношения с инвесторами, использовать свое влияние, даже пресловутый админресурс не поможет. Интернет-пользователи добавляют: за это время новоиспеченный и не слишком честный губернатор успеет стать лишь инструментом передела, раздербана региона и наворовать как можно быстрее.
Кадровая чехарда не шла на пользу еще ни одному субъекту РФ. Например, в многострадальной Волгоградской области за последние пять лет сменилось четыре губернатора: от Николая Максюты до Андрея Бочарова. Волгоград при этом попал в число самых бедных и депрессивных городов страны. Следует вспомнить и то, как страдают регионы от бесконечных конфликтов местных элит, которые надеются на скорый уход губернатора. Иными словами, власть, которая годами выстраивала вертикаль, может по этой самой конструкции шарахнуть со всей дури.
«В последнее время, похоже, запущена система резкого наезда на губернаторов, - пояснил «Веку» руководитель Политической экспертной группы, автор «Индекса избираемости глав субъектов РФ» Константин Калачев. - Такое ощущение, что глав регионов решили окончательно лишить политического веса и влияния. Видимо, раздражителями являются какие-то конкретные губернаторы, скорее всего, политические тяжеловесы типа Собянина, Минниханова, Воробьева или Кадырова. Понятно, что пять лет – это мало даже для работы с инвесторами. Я уже не говорю, что за пять лет невозможно выстроить какую-то электоральную машину, как это, например, сделал Тулеев: замкнул на себя все вопросы в области - комар мимо не пролетит. Губернатор как человек, обеспечивающий социально-экономическую стабильность в регионе, наверное, должен иметь возможность работать в нем хотя бы два срока. Где у нас электорально управляемая территория? Там, где губернатор работает достаточно долго, или где пришел преемник прежнего главы региона, и тот передал ему все секреты.
Возникают вопросы: с чего вдруг начался такой наезд на губернаторов и под кого копают? Возможно, ЛДПР считает, что такая ротация позволила бы открыть какие-то возможности для «жириновцев» в части продвижения своих людей. А, может быть, в данном случае Жириновский является выразителем чьего-то мнения и находится в контакте с теми людьми, которые считают, что политический вес губернаторов нужно постепенно снижать и сделать их этакими временными менеджерами по управлению территориями. Почему везде трудовой стаж засчитывается как плюс, а к губернаторам фактически применяется презумпция виновности? Мол, за два срока он обязательно выстроит в регионе коррупционную схему и создаст какую-то собственную мафию. Может, это уже проблема кадрового отбора?»
По словам политолога, создается впечатление, что идет подготовка к чему-то такому, о чем мы еще сами не знаем. Он считает, что с точки зрения управляемости регионов предложение лидеров ЛДПР - неправильное. «Правильным оно становится, если вспомнить выборы 1996 года, когда одни губернаторы поддержали Ельцина, другие, откровенно «красные» главы регионов, – Зюганова. И есть такое чувство, что кто-то опасается: подобная ситуация может быть каким-то образом воспроизведена в скором будущем. Поэтому нужно, чтобы вся власть была централизована, а губернаторы лишились рейтинга и своего личного авторитета, которые, как известно, зарабатываются годами.
Но, повторюсь, вероятно также и то, что это – просто часть подготовки ЛДПР к думской кампании. Есть регионы, где люди хотели бы обновления, которое станет возможным, если закрепить законодательно то, что предлагает Жириновский. Но, зная, что лидер ЛДПР очень часто озвучивает те мысли, которые витают в воздухе, проверяя реакцию общественности, нельзя исключить и того, что он выступил рупором чужого мнения. Иными словами: ищи, кому выгодно», - подводит итог Константин Калачев.
Неудивительно, что идея Владимира Жириновского создала широкий простор и для разного рода конспирологов. Поговаривают, что, возможно, вся эта «движуха» против губернаторов создается в преддверии борьбы за кресло президента РФ. Владимир Путин преемника не обозначил, а случись что (не дай Бог) – кресло президента РФ в качестве исполняющего обязанности по закону займет действующий премьер-министр. «Если до этого не вывести из игры некоторых сильных губернаторов – они вполне могут сыграть в собственную игру с учетом своих интересов, - заявил «Веку» один из наблюдателей. – Все-таки, многие главы регионов – держатели электорального и медийного ресурсов, им хватит и авторитета, и влияния. Такое ощущение, что некоторые уже задумываются о жизни после Путина…»
Губернаторам предлагают перейти на вахтовый метод работы. Губернаторов фактически отлучают от собственной пропаганды. Вряд ли таким образом можно победить коррупцию в регионах, о чем говорят депутаты Госдумы. А вот решить свои собственные проблемы и разбогатеть за один срок – без проблем. К чему в очередной раз тасуют «колоду» глав регионов – непонятно. Масть-то у всех все равно одна.