Среди общемировых проблем сегодня на одно из первых мест выходят вопросы плохо контролируемой миграции. Все более злободневными, а то и просто горячими становятся они и в России.
Создавшееся положение имеет множество сопутствующих факторов, появившихся в последнее время. Это, прежде всего, невиданная ранее глобализация. Сказываются и совершенствование транспортных возможностей передвижения, и значительная свобода выбора места для проживания. А, с другой стороны, не последнюю роль в усилении миграционных процессов играет фактор вынужденной смены места жительства из-за различных конфликтов, войн и резкого изменения экономической ситуации в отдельных странах.
Сегодня люди переезжают в другую страну потому, что по тем или иным причинам больше не могут оставаться на своей исторической родине. Кто-то, наоборот, считает переезд интересной перспективой. При этом одни едут на относительно короткий период времени, чтобы заработать денег, другие хотят связать с новым местом жительства свое будущее и жить там постоянно. А кто-то просто бежит от войны и в результате пребывает на территории другого государства в вынужденном статусе беженца. Ситуации бывают самые разные.
В России проблема мигрантов становится все более значимой - их численность не уменьшается. Так, в 2013 году на территорию РФ въехали около 15 млн. человек, а в 2014-м - уже более 17 млн. И это только цифры официальной статистики, не имеющей возможности фиксировать все и в полном объеме. При этом число мигрантов, въезжающих на территорию России, продолжает увеличиваться.
Подобная ситуация складывается не только в РФ. Сегодня это - общемировая проблема. И из разных стран идут тревожные сообщения по вопросам, связанным с миграцией.
Обращает на себя внимание, прежде всего, нелегальная миграция и все сопутствующие этому факторы: нечеловеческие условия проживания, антисанитария и нарушение всех возможных нормативов охраны труда на рабочих местах, социальная и правовая незащищенность мигрантов, малая толерантность людей разных национальностей, нетерпимость друг к другу, а также ужасающая агрессивность. Таково положение и в России. Надо признать, что во многом это предопределено несовершенством соответствующего законодательства РФ и слабой практикой его применения в конкретных жизненных ситуациях.
Накопившиеся проблемы необходимо безотлагательно решать общими совместными усилиями. Безусловно, в этот процесс незамедлительно должно включиться наше государство в тесном сотрудничестве с общественными организациями и другими органами власти.
Участники форума «Миграция в России: сотрудничество и безопасность», обсудив миграционную ситуацию в РФ, отметили, что современная практика регулирования миграции требует усовершенствований, так как не использует в полной мере имеющийся потенциал притока в Россию иностранных работников. Выступающие участники форума говорили о необходимости дальнейшего совершенствования государственной миграционной политики в России.
В выступлениях было немало дельных предложений. Это и создание общероссийской базы данных, а также единого информационного пространства для систематизации информации по мигрантам, в том числе в сферах безопасности, здравоохранения и других социально значимых аспектах. Такие меры, по мнению участников форума, позволят увеличить эффективность взаимодействия между всеми ведомствами. Поможет это, без сомнения, и быстрому выявлению нелегалов.
В нелегальном статусе мигрант не состоит на миграционном учете, не числится в картотеке и не проходит медицинского освидетельствования. Он находится вне правового поля и не подлежит контролю, что влечет за собой появление различных проблем криминального, социального, медицинского и адаптационного характера.
Как заявил президент «Федерации мигрантов России» (ФМР) Маджумдер Мухаммад Амин, одна из важнейших задач - вывод трудовых мигрантов в легальное положение, от этого все только выиграют: экономика получит дополнительные средства, мигранты - социальную и правовую защиту, предприятия – легальных работников.
В соответствии с вступившими в силу с 1 января 2015 года изменениями в Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» меняется механизм квотирования выдачи разрешений на работу для трудовых мигрантов из стран безвизового режима – теперь им необходимо приобретать патенты.
Трудовые патенты - реальный шаг на пути легализации мигрантов и создания нормального правового общества в нашей стране. Пока не все гладко в решении вопросов миграции: большие очереди, нарушаются сроки выдачи разрешений. Но механизм запущен, и это - 70% успеха. Это победа и «Федерации мигрантов России», неустанно продвигающей работу. В этом и большая заслуга Федеральной миграционной службы России, сотрудники которой уже реализуют ранее намеченное на практике. Это огромное дело, так как выигрывают все.
Ситуация отчетливо меняется к лучшему. Раньше ни один мигрант не мог прийти и спросить: «Можно я получу разрешение на работу?» Парадокс, но просто некуда было прийти! И это при том, что он такой же полноправный участник рынка труда, как и все. Но для него были только окольные, часто очень скользкие, пути.
А теперь это работает. Сделаны огромные шаги, пусть на это и ушло много времени, но они - в абсолютно правильном направлении. Человек легально получает возможность устроиться на работу. Государство получает от этого немалый доход. Работодатель теперь на все 100% уверен, что у него люди работают официально. Работник участвует в процессе легально, он сам становится более уверенным в себе и чувствует большую защищенность. Сокращается поле для коррупции.
ФМС и ФМР должны продолжить работать вместе. Федерация мигрантов - это как трезвый голос снизу, и совместными усилиями реально добиться наилучшего эффекта, учтя интересы и государства, и мигрантов.