Владимир Путин. Февральские тезисы

Вчера на заседании Госсовета, который проходил в Волгограде, президент Путин, наконец, назвал причины отставания нашей экономики. Впервые виной всему стали не дураки и дороги, а устаревшая структура и организация производства.

По словам Путина, вклад обрабатывающей промышленности в экономический рост пока еще незначителен, а доля продукции с высокой степенью добавленной стоимости в структуре российского экспорта только уменьшается и составляет всего около 10%. Президент подчеркнул, что, несмотря на существенный рост импорта машин и оборудования, технологическое перевооружение идет медленно.

Впрочем, было бы странно, если такой рост наблюдался в то время, когда в основу экономической политики заложен сырьевой сектор. Именно для него, с подачи правительственных структур, лоббируемых нефтяниками, снижаются экспортные пошлины. В то время, как удержав их, можно было бы позволить поддержать производителя, снижая для него налоги, и тогда можно было бы достичь порога в 10%, на которые сетовал гарант.

Путин также высказался о том, что государство как главный акционер многих промышленных активов должно в большой степени влиять на состояние промышленной среды, призвав в ближайшее время завершить реструктуризацию активов крупных холдингов в авиастроении, микроэлектронике, оборонно-промышленном комплексе. Прежде всего необходимо помочь созданным холдингам стать по-настоящему современными бизнес-структурами. И для этого уже в ближайшее время следует завершить реструктуризацию их активов, - сказал президент.

Реклама на веке

Как промышленный сектор понимает наказы главы государства, до недавнего времени очень хорошо демонстрировал АвтоВАЗ, где основным акционером выступает Рособоронэкспорт. За те два года, что эта структура владеет предприятием, была фактически разрушена дилерская сеть, а концу прошлого года на складах накопился переизбыток продукции. В результате, Минпромэнерго решило субсидировать АвтоВАЗ. А чтобы прорехи в управлении были не так заметны, акционеры предприятия ликвидировали схему перекрестного владения компанией, где дочки были главными акционерами в АвтоВАЗе. Это позволило на бумаге повысить капитализацию компании.

Вместе с тем, как считает Путин, можно ужать или даже ободрать энергетиков, чтобы обеспечить более благоприятные условия для поставок энергии перерабатывающим производствам. Все нужно просто посчитать, посмотреть долгосрочные планы, которые появятся в конце года, и долгосрочные контракты энергетиков с промышленностью, посмотреть объемы внутреннего потребления лет на пять или хотя бы на четыре года вперед, и, исходя из этого, вместе с правительством и с представителями бизнеса посчитать, есть ли возможность немножко ужать энергетиков или нет, а если есть, то насколько, - сказал Путин, говоря о росте тарифов для промышленных потребителей. - Я не возражаю, надо внимательно посчитать.

Беда в том, что считать скоро будет нечего, так как в результате реформы РАО ЕС превратится в большое количество небольших компаний, активы которых двинуться на IPO. И если раньше во всем был виноват Чубайс, то вскоре спросить будет не с кого, так как, по словам главного энергетика, после дробления ЕС он уйдет на пенсию.

Затронул глава государства и проблему судостроения. По его словам, то, что судостроение демонстрирует спад, свидетельствует о том, как плохо организована работа. Как отметил Путин, спад в судостроении означает, что рынок удовлетворен за счет импорта. У нас есть большой внутренний рынок, а мы, вместо того чтобы производить в стране, и возможности, казалось бы, такие есть, закупаем за рубежом. Это говорит о том, что плохо организована работа в данной отрасли, отрасль фактически дезориентирована. Решить проблему судостроения было поручено первому вице-премьеру Сергею Иванову.

Между тем судостроители готовы выполнять заказы, но, по их словам, у них нет на это денег, так как по предоплате никто работать не хочет, и заказчик готов авансировать только 25% стоимости судна. Банки, в свою очередь, дают ссуды под заказ только при получении гарантий со стороны заказчиков, а те, как правило, отказываются давать. Вот и получается замкнутый круг, при котором иностранным производителям устраиваются невольные преференции. По словам независимых экспертов, для решения этой проблемы необходим комплексный подход. Нужен крупный агент, некое сообщество, которое финансировало бы долгосрочные планы для покупок подобного рода техники.

Между тем тот же Сергей Иванов еще в сентябре обещал судостроение взять под крыло Минобороны. По его словам, необходимо субсидировать со стороны государства процентную ставку по кредитам для судостроителей. Из чего создается впечатление, что в правительстве производителей не слышат, когда они говорят не о процентной ставке, а том, что кредитов не дают вовсе.

В результате, по итогам заседания президиума Государственного совета по промышленной политике в Волгограде был подготовлен перечень поручений Правительству РФ. Об этом в заключительном слове сказал президент.

Хотелось бы верить, что благие поручения главы государства будут так же выполнятся на словах, как и на деле. Пока же все было наоборот.

Реклама на веке
Владимир Путин: Россия не оставит Европу без нефти «АвтоВАЗ» обещает выпустить новую девятку