Инвесторы преждевременно поверили в то, что «Уралкалий» отделается лишь компенсацией за инфраструктуру, поэтому ее акции росли. Однако, судьбу «Уралкалия» теперь будут решать в Ростехнадзоре, а выводы о виновности или невиновности руководства предприятия в произошедшем ЧП будет делать сам вице-премьер Игорь Сечин.
Накануне истек обозначенный срок повторной проверки на руднике БКРУ-1 «Уралкалия» - сегодня свои результаты и выводы эксперты начнут представлять Ростехнадзору. А решение о том, виновна сама компания в аварии или нет, будет принимать лично заместитель председатель правительства Игорь Сечин. После подробного анализа предоставленных материалов будет принято решение о компенсации компанией затрат на ликвидацию последствий катастрофы.
Как уже сообщал «Век», наиболее подозрительным выглядит как само возобновление расследования аварии на руднике в Березниках, так и тот факт, что к проверке подключена юрист Елена Александрова, замеченная в процессе банкротства компании «ЮКОС», а также то, что дело находится на контроле у самого вице-премьера РФ Игоря Сечина. По мнению экспертов, по-прежнему не исключен вариант полной национализации компании.
«Вариант поднятия вопроса о полной национализации данного эмитента не исключен», - полагает аналитик МЦФО Арсен Нуртдинов, анализирующий последние новости.
В 2006 году, напомним, «Уралкалий» обнаружил, что один из участков данного рудника затопляется, а в июле 2007 года в этом месте провалился грунт. Под землю ушли железнодорожная ветка, объекты энергетики и часть самого города Березняки. Первая комиссия Ростехнадзора признала, что причиной ЧП стала «ранее неизвестная геологическая аномалия». Однако, спустя время, Игорю Сечину эти объяснения показались неубедительными – теперь, в случае если вину за аварию возложат на «Уралкалий», компании придется раскошелиться на штраф от $600 млн. до $50 млрд.
«Многие инвесторы почему-то сделали выводы о возможном позитивном решении конфликта для компании, посчитав, что «Уралкалий» отделается лишь компенсацией за инфраструктуру, поэтому его акции демонстрировали накануне положительную динамику. Но до объявления официальных итогов нынешнего расследования от спекуляций с акциями этой компании лучше было бы воздержаться. А результаты проверки будут опубликованы только через неделю», - говорят наблюдатели.
Как стало известно, некоторые члены комиссии полагают, что компания все же виновна и должна компенсировать затраты на строительство нового участка железной дороги (53 км), оцениваемое в 13,4 млрд. рублей. Кроме РЖД компенсация нужна и энергетикам. ТГК-9 хотела бы получить возмещение на сумму 2,3 млрд. рублей. Эти деньги потребуются для переноса объектов ТЭЦ-10. Об этом заявил представитель «КЭС-холдинга», контролирующего ТГК-9.
Существует также вероятность того, что «Уралкалию» придется не только полностью возместить прямой ущерб от аварии, но и ущерб, причиненный государству от потерянных запасов рудника - около 120 млн. из 300 млн. тонн сильвинита и карналлита. В этом случае финансовое состояние компании может серьезно ухудшиться. По мнению некоторых экспертов, в среднесрочной перспективе рынок может наблюдать дальнейшее существенное снижение котировок акций «Уралкалия», вплоть до уровня 10 рублей за акцию.
Руководство «Уралкалия», не ожидая, видимо, ничего хорошего, уже объявило о сокращении производственных планов на ноябрь и декабрь 2008 года на 50%. Прогнозируя, что сложная ситуация на рынке удобрений сохранится и в начале 2009 года, компания не исключает того, что «Уралкалий» будет вынужден сократить выпуск продукции, а также оптимизировать график работы сотрудников и приостановить выплату премий. При этом руководители, похоже, решили сэкономить на простых рабочих, причем грубо нарушая трудовое законодательство.
«Предприятия Пермского края продолжают «оптимизацию» штатов, в декабре интенсивность увольнений, как предполагается, снова вырастет. Некоторые компании делают особенный упор на то, что каждому уволенному работнику, согласно законодательству, будет выплачиваться компенсация в размере среднего заработка за четыре месяца. А вот опальный калийный магнат Дмитрий Рыболовлев (глава «Уралкалия»), наряду с некоторыми крупными промышленниками Пермского края, ратуют за то, чтобы компенсацию не выплачивать. Насколько их чаянья находят поддержку у власти, пока неизвестно», - сообщают местные СМИ.