Примечательно, что кандидат химических наук Григорий Березкин после недолгой научной карьеры в МГУ, как и все нормальные люди в 90- е годы занялся бизнесом. Начинал с продуктовых магазинов, ныне популярный в Москве супермаркет «Седьмой континент» - его детище. Затем стал работать «по профессии» (он нефтехимик) в руководстве «Коминефти». Березкин последовательно позиционировал себя в качестве антикризисного менеджера, пока не познакомился с Романом Абрамовичем. Именно тогда «Коминефть» и холдинг «Коми ТЭК», в который она вошла, приобрели высокие статусы – спецэкспортера нефти и правительственного агента по обеспечению нефтью северных районов России. Вскоре госпакеты акций холдинга приобрела «Евросевернефть» (ЕСН), которую и по сей день возглавляет Григорий Березкин.
«Дружба» с РЖД завязалась у него еще в 2006 году, когда ЕСН приобрела контрольный пакет акций петербургского издательства «РЖД Партнер» с намерением создать издательский холдинг на базе активов РЖД. А в ноябре 2008 года «Русэнергосбыт» (энергетический актив ЕСН) и РЖД подписали меморандум о намерениях, предусматривающий поставку электроэнергии на основе 15-летних договоров. Возможно уже тогда Григорий Березкин «положил глаз» на российского транспортного монополиста.
А сегодня объявленные когда-то Березкиным «неприкасаемыми» энергетические и инжиниринговые активы группы ЕСН выставлены на срочную продажу. Это «Русэнергосбыт», «Русэнергоресурс» и «Институт Гидропроект». По информации СМИ, покупателями акций у Григория Березкина должны выступить окологосударственные корпорации ОАО «Интер РАО» (в случае с энергетическими активами) и ОАО «РусГидро» (в случае с «Институтом Гидропроект»).
Показательно, что на переговорах «Григорий Березкин и его люди часто повторяют о «президентском поручении и премьерском одобрении» продажи своих активов этим корпорация и о «необходимости закрыть сделки по продаже активов ЕСН не позднее мая 2011 года», сообщил российским СМИ источник в «Интер РАО».
Еще один неожиданный маневр главы ЕСН – его отказ от выгодного участия в федеральном проекте по созданию мобильных сетей нового поколения 4G. Судя по всему, ему сейчас не до этого. Действительно, и сам Березкин в кругу своих партнеров часто говорит, что резкая смена курса ЕСН напрямую связана с его тесными отношениями с нынешним правительством. По словам бизнесмена, после «встречи с тандемом» он теперь имеет «четкий бизнес-план» на 2011-2012 год. И судя по всему, этот план подразумевает главенство в РЖД. Ведь именно в 2011 году истекает срок договора с нынешним главой ведомства, а будет ли продлен период полномочий Владимира Якунина - зависит напрямую от правительства, с которым, как известно, Березкин на короткой ноге.
«Руководитель РЖД назначается советом директоров и правительством Российской Федерации и с ним заключается 3-летний контракт. Контракт Владимира Ивановича подписан до 2011 года», - сообщил «Веку» начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев. Комментировать возможность назначения нового главы ведомства он отказался.
Впрочем, и сам Березкин не дает комментариев по этому поводу, однако личного знакомства «по работе» с нынешним президентом страны не скрывает.
Газета «Версия - Северо-Запад» приводит слова его близкого партнера по бизнесу: «В карьере Григория Березкина уже был этап, связанный с финансированием федеральных выборов. Компания «Коми-ТЭК», которую он в свое время возглавлял, была одним из основных финансовых спонсоров выборов Бориса Ельцина в 1996 году. Конечно, он тогда был очень молод и воспринимался скорее как исполнитель, младший партнер Романа Абрамовича. Но об его услугах до сих пор помнят. И сейчас у него появляется уникальный шанс проявить себя в качестве самостоятельного игрока в большой игре. Такой шанс упускать нельзя».
«Я, конечно, слышал про такого предпринимателя, однако никогда с ним не встречался. И сильно сомневаюсь, что в 1996 году он принимал участие в финансировании компании», - заявил «Веку» политолог, руководитель пресс – центра предвыборного штаба Б. Ельцина в 96 году Вячеслав Никонов.
Эксперты по-прежнему считают версию перехода Березкина в железнодорожную монополию вполне жизнеспособной. «Если сопоставить тот факт, что в июне следующего года Владимиру Якунину предстоит продлевать свой контракт и ту поспешность, с которой Григорий Березкин принялся распродавать свои ключевые активы и сворачивать бизнесы, то разговоры о его претензиях на кресло президента РЖД вполне правдоподобны. Очевидно, что Березкин сможет получить контроль над РЖД, если действительно станет ключевым финансистом предвыборного штаба Медведева, который очень нуждается в такого рода сторонниках», - сказал в интервью изданию «The Moskow Post» председатель Фонда «Петербургская политика» Алексей Макаркин.
В пресс-службе ЕСН информацию о возможном переходе своего шефа на новую должность прокомментировали довольно противоречиво.
«Это глупости, - заявила «Веку» пресс-секретарь компании, пожелавшая остаться неназванной, затем, услышав перечень СМИ, которые уже распространили эту новость, добавила. - Ничего не могу сказать по этому поводу. До свидания». Для полноты картины должна начаться негативная пиар кампания против Якунина со стороны Березкина.