Обсуждение данной идеи проходит внутри экономического блока, говорят осведомленные федеральные чиновники. По их словам, на уровень правительства вопрос пока не выносился. Как отмечается, речь идет не о классическом налоге с продаж, а о торговом сборе, который не будет противоречить решению Конституционного суда.
Источники полагают, что ставка сбора составит около 2-3%. При более высоком показателе предприниматели массово переведут оборот в теневой сектор. Главным преимуществом торгового сбора перед увеличением НДС сторонники данной редакции налогового маневра называют тот факт, что отчислять сбор придется только бизнесу, который занимается розничной реализацией товаров. При этом остальные секторы экономики с увеличением фискальных платежей не столкнутся.
По словам чиновников, есть еще идея зачислять часть сбора в муниципальный бюджет: это стимулирует муниципалитеты к установке новых касс в рознице. Однако решиться на этот шаг можно будет лишь при 95-процентной уверенности в работе касс - главного инструмента администрирования.
Чиновники из Минфина давать комментарии относительно возможного реформирования налоговой системы отказываются. В ведомстве заявили, что будут хранить молчание до выработки единой позиции правительства по этому вопросу.
В Минэкономразвития, в свою очередь, сообщили, что подобные идеи в установленном порядке в ведомство не поступали.
Уменьшение страхового взноса в рамках маневра – отдельная тема, отмечают эксперты. По их словам, введение налога с продаж позволит снизить взнос, но не так радикально: в любом случае это перераспределение нагрузки.
С июля кассовые аппараты нового образца станут обязательными для тех, кто уже использует кассы, а через год ими должны обзавестись и те, кто сейчас работает без кассы.
Отдельный вопрос – получится ли наладить администрирование, признаются чиновники: скандал с нехваткой фискальной памяти продемонстрировал, что даже переоснащение работающих торговых точек произвести будет не так просто. Как отмечается, в регионах наблюдался дефицит технического оборудования (самих касс и фискальных накопителей), выявлялись ошибки при использовании аппаратов нового образца.
Если регионы увеличат поступления за счет нового налога, то это позволит централизовать в федеральный бюджет большую часть налога на прибыль, полагает чиновник. По его словам, на сегодняшний день в регионе остается 17% из 20% налога на прибыль, новая разбивка может обеспечить равномерное разделение. Для регионов введение новой системы будет означать увеличение доходной базы: торговый сбор будет гораздо более стабильным, чем налог на прибыль. Вместе с тем, федеральный бюджет уменьшит трансферты, а система в целом станет более сбалансированной. Итогом этих действий может стать осуществление сразу двух маневров – налогового и бюджетного.
Формат сбора привлекателен по двум причинам: во-первых, он уже есть в Налоговом кодексе, а, во-вторых, дает возможность обойти решение Конституционного суда от 14 января 2003 года, согласно которому взимание налога с продаж товаров, приобретаемых индивидуальными предпринимателями, идет в разрез с Конституцией.
Напомним, налог с продаж в России существовал с 1998 по 2004 год. Он вводился по решению регионов, которые устанавливали ставку на уровне максимума в 5%. В 2014–2015 годах Минфин предлагал вернуть НСП. По оценкам ведомства, возвращение этого налога позволило бы местным бюджетам получить в 2015 году 194,8 млрд. рублей, в 2016 году — до 210,7 млрд. рублей, в 2017 году — до 230 млрд. рублей.
В Минэкономразвития тогда идею возвращения налога с продаж одновременно с НДС не поддержали, против возвращения налога выступил также Центробанк.
В конце прошлого года о необходимости вернуть налог с продаж на уровне 8-10% в контексте онлайн-торговли заговорили в Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), отметив, что введение НДС для зарубежных онлайн-ритейлеров может увеличить расходную часть госбюджета из-за администрирования налога. Кроме того, данное решение повысит объемы поставок по серым каналами и может заставить некоторых зарубежных онлайн-ритейлеров уйти с российского рынка.
На прошлой неделе министр финансов Антон Силуанов предложил снизить страховые взносы с нынешних 30% до 22% с одновременным повышением ставки НДС с 18% до 22%.
Позже заместитель министра финансов Владимир Колычев пояснил, что налоговый маневр, который обсуждается в правительстве (снижение ставки страховых взносов и повышение ставки НДС), должен решить две основные проблемы российской экономики. Во-первых, он должен помочь переориентировать налоговую систему таким образом, чтобы она способствовала достижению целей экономической политики. А, во-вторых, создать равные конкурентные условия, проведя «ненасильственное» обеление экономики.