Специалисты Института экономики и развития транспорта по заказу «Российских железных дорог» подготовили технико-экономическое обоснование второго Северомуйского тоннеля, который позволит расширить пропускную способность БАМа и нарастить поставки грузов в восточном направлении. Документ имеется в распоряжении «Коммерсанта». Необходимость расширения БАМа в районе Северомуйска возникла вследствие того, что первый одноименный тоннель является одним из наиболее узких мест магистрали. Ежесуточно его может пересекать только 16 пар поездов, а грузопоток не превышает 16 млн. тонн.
Второй тоннель, согласно техзаданию, должен пропускать еще 34 пары поездов в сутки. Потратить на его строительство в правительстве РФ готовы 10 лет. Эксперты института подтвердили, что данный проект является более перспективным, нежели расширение Транссибирской магистрали. Общие инвестиции в расширение БАМа достигнут 950 млрд. рублей. Непосредственно возведение тоннеля обойдется в 190 млрд. рублей без учета НДС, однако с поправкой на инфляцию к 2024 году смета увеличится без малого до 261 млрд. рублей. Летом нынешнего года источники издания в правительстве сообщали, что построить тоннель можно будет за 100 млрд. рублей.
Между тем, потенциальный частный инвестор проекта уже найден. Компания «Сибирский антрацит» выразила готовность присоединиться к проекту с расчетом на дальнейшее введение предоплаты для грузоотправителей, которые пожелают гарантированно и в срок пройти узкое место. Федеральное антимонопольное ведомство предложение изучает, в самом «Сибантраците» предложение не комментируют.
Представители железнодорожной отрасли отмечают, что кроме Северомуйского тоннеля на БАМе есть и другие узкие участки, и их также потребуется расширять. Они полагают, что продавать приоритетные пропуска через новый тоннель некорректно, поэтому более оптимально строительство второго тоннеля за счет кредитных средств. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что привлечение частных инвестиций в проект маловероятно, поскольку окупаемость второго тоннеля находится под сомнением. Более того, не исчерпаны возможности повышения пропускной способности существующего тоннеля, добавляет эксперт.