28 человек находились на борту двух судов в момент столкновения у порта Волгограда, где катамаран врезался в баржу, сообщил ТАСС 12 июня губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Погибли 11 человек, 5 человек удалось спасти. Баржа не получила каких-либо видимых повреждений.
Смертельный рейс катамарана
По информации Бочарова, катамаран с 16-ю пассажирами на борту вместо 12 по норме примерно 11 июня в 22:00 в ночной темноте в 250 метрах от берега врезался в баржу и перевернулся. Замглавы региона Владимир Шкарин сообщил, что трое пострадавших «госпитализированы в больницу №25 с общим переохлаждением, ссадинами и ушибами легких. Двум другим оказана помощь на месте бригадой «скорой помощи».
По словам Бочарова, в районе порта сразу была задействована группировка сил МЧС, Росгвардии, а также полиции – всего около 1,4 тыс. человек. «Дополнительно МВД РФ направило в Волгоград большую группу специалистов из центрального аппарата», - сообщил сотрудник пресс-центра ведомства Андрей Сонин.
Спасателям-водолазам пришлось работать одновременно у Центральной набережной и в Кировском районе, куда на 6 км катамаран отнесло течением, поэтому сведения о числе обнаруженных тел порой разнились. В основном они были извлечены непосредственно из катамарана. Несчастные не успели выбраться, когда легкий хаусбот перевернулся, и его подхватило течение. Стало известно, что на катамаране отмечала чей-то день рождения большая группа в основном молодых людей.
Как сообщила «Волгоградская правда», катамаран мог принадлежать экс-главе Калачевского района Дмитрию Хахалеву, в 2009 году осужденному за пьяное изнасилование на одной из местных турбаз и уже успевшему отбыть тюремный срок. По сведениям издания, именно он управлял судном, не имея на это прав, да еще в состоянии алкогольного опьянения, что позднее подтвердило и следствие.
Гендиректор волгоградского агентства речного флота Олег Апаршин, говоря о крушении катамарана, причинами случившегося называет безответственность, а также несоблюдение правил эксплуатации маломерных судов. По его мнению, все 8 выпущенных на волгоградской судоверфи катамарана «Елань-12» отличаются высокой устойчивостью и имеют большой запас прочности. Об этом косвенно говорит и тот факт, что катамаран удалось поднять после того, как «по нему утюгом прошлась баржа». Но эксплуатировать «Елань-12» можно только днем. Однако, пренебрегая правилами, судно было выведено со стоянки практически в ночное время. Капитан, который был нетрезв, очевидно, вовремя не заметил опасность. Хахалев не имел права вставать у штурвала. «Из-за безответственности одного произошла трагедия, которая унесла жизни десяти человек и его собственную», - с горечью констатировал эксперт.
Что за судно «Елань-12»?
По мнению специалистов, «Елань-12» вовсе не является кораблем. Его можно считать небольшой дачей на воде. К тому же данная конструкция не рассчитана на речные прогулки ночью. Владельцы таких хаусботов обязаны ставить их на учет, а также оснащать всем необходимым для обеспечения безопасности пассажиров, в первую очередь, спасательными жилетами. Естественно, что управлять этим судном, как и любым другим, должен только человек, получивший соответствующие права. При этом так же, как и водитель любого транспортного средства, он не должен находиться за штурвалом в нетрезвом состоянии. Тем не менее, у управлявшего плавсредством Хахалева в крови обнаружен алкоголь.
От производителей «Елани-12» стало известно, что судно рассчитано на 12 человек, не более. Его длина составляет 12 м при ширине 4 м. Судно может идти со скоростью до 13 узлов (12-14 км/ч). Приобрести такой хаусбот могут далеко не все, поскольку его цена в зависимости от комплектации начинается с 7 млн. рублей.
«Береженого и Бог бережет»
Специалисты почеркивают, что ходить на хаусботе по реке в ночное время категорически опасно для жизни и владелец должен всегда об этом помнить. Тем более, принимая во внимание такие особенности плавдачи, как ее неповоротливость и узкий обзор. Задний и боковой просмотр явно затруднены, нужно внимательно следить за зеркалами и, конечно, не выходить в плавание в темное время суток на судоходные участки, отмечают эксперты.
По отзывам в специальных изданиях, тестирования плавдач подобного типа наряду с явными комфортными преимуществами выявили ненадежное ограждение верхней палубы. Не служат безопасности и отсутствие носового трапа, а также плохой задний обзор.
При этом, конечно, безопасность определяется не столько конструкцией хаусбота, сколько его грамотной эксплуатацией, отвечающей всем требованиям, а это уже - ответственность владельца и капитана судна, резюмируют специалисты.
Откуда берутся Хахалевы?
42-летнему Дмитрию Хахалеву довелось войти в историю Волгограда как одному из самых «отмороженных» политиков. Его восхождение пришлось на 2004 год при мэре Евгении Ищенко. Тогда протеже уважаемого в регионе боевого генерала Сизова 33-летний Дима Хахалев стал депутатом гордумы. И сразу же, как вспоминают волгоградцы, стал открыто демонстрировать свои богатства. Он разъезжал на «Хаммере», парковал его у гордумы. Однако свой престижный автомобиль Хахалев как-то по пьянке утопил в реке.
Первую свою скандальную известность Хахалев «завоевал» в Волгоградской гордуме. В 2005 году он устроил драку с ранее осужденным за убийство и, тем не менее, известным в городе адвокатом Сергеем Нижегородовым. В эти же свои депутатские годы Хахалев отметился еще одной дикой выходкой, на Центральной набережной ни с того, ни с сего набросившись на сотрудников полиции и нанеся им несколько ударов. И это также сошло пьяному Хахалеву с рук.
После депутатства Хахалев решил стать районным главой. На беду жителей Калачевского района «жертвой» он выбрал именно их. Уже в своем высоком ранге он не перестал «отрываться» в людных местах. Горожане помнят, как во время концерта группы «Хай Фай» он пьяным пытался забраться на сцену и станцевать.
Что говорят люди?
Газета «Волгоградская правда» привела несколько весьма резких высказываний в соцсетях о случившемся. Вот что, например, написал пользователь Виктор: «Случилось что-то странное... Сильно пьяные офицеры-гаишники отмечали день рождения своего командира-майора вместе с семьями, практически ночью, на перегруженном катамаране, управляемом бывшим «зеком», не имевшим прав, умудрились угодить под баржу... Или наоборот, ничего странного? Все это уже стало нормой?»
Чуть позже под именем «Речник» был написан следующий пост: «Законы судовождения и поведения на воде выложены по буквам телами утонувших. Надо помнить старую истину: «Вода не любит пьяных». И пока люди безразличны к правилам собственной безопасности, они продолжат тонуть».
В России много беды от воды
Трагедии на водной глади случаются гораздо чаще, чем все думают. Так, 25 января 2018 года на связь в Приморье перестало выходить рыболовецкое судно «Восток» с командой из 20 человек. Поисковые отряды обнаружили спасжилеты, спасательные круги, рыболовецкий буй и два плота. Людей не нашли. Два месяца спустя поиски пришлось приостановить.
В ночь на 19 апреля 2017 года в Керченском проливе затонул сухогруз «Герои Арсенала», направлявшийся в Турцию с зерном. На борту находились 12 человек. В результате трагедии 4 члена экипажа погибли и 8 пропали без вести. 6 мая прошлого года на Аятском озере под Екатеринбургом перевернулась лодка с рыбаками. 4 человека утонули.
Практически год назад, 10 июня, в Керченском проливе катер «Стелс-007» столкнулся с яхтой «Солярис», в результате чего две женщины, находившиеся на яхте, погибли, еще двое мужчин получили тяжкие телесные повреждения. На «Стелс-007» было травмировано 6 человек. Управлявшего катером мужчину, виновного в столкновении и находившегося в состоянии алкогольного опьянения, осудили на 4 года.
28 ноября 2017 года в Финском заливе около городка Высоцк столкнулись сухогруз и катер, который в результате перевернулся с тремя членами экипажа. Одного из них сразу же спасли, двое других утонули. И такие трагедии на воде происходят практически ежемесячно.