Благими флешмобами вымощена дорога… куда?
Авторы идеи #Янебоюсьсказать начали свою информационную кампанию с красивой легенды. Якобы украинская журналистка Анастасия Мельниченко написала в своем Facebook*** пост, где призвала девушек и женщин поделиться историями о сексуальном насилии. Якобы украинские СМИ подхватили почин молодой журналистки, а затем к ним подключились и журналисты из России. Такая легенда не выдерживает критики – украинские СМИ волнуют только указания хозяина или пакеты с деньгами, молодая 21-летняя журналистка может хоть до пенсии сутками писать воззвания в социальных сетях, но никому не будет до нее дела. К примеру, жители Донбасса уже два года криком кричат в социальных сетях и СМИ об обстрелах и гибели мирных людей, а украинским и мировым масс-медиа и дела до них нет. К тому же смущает то, что в раскрутку поста с призывом #Янебоюсьсказать со старта включились филиалы СМИ США и Евросоюза – «Радио Свобода»* и прочие.
Суть флешмоба в следующем: рассказать через социальные сети о насилии, с которым пришлось столкнуться в своей жизни.
Схема участия в флешмобе #янебоюсьсказать такова:
- девушка или женщина должна написать историю о сексуальном насилии в своей жизни;
- опубликовать свою story в одной из социальных сетей: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники.
По идее организаторов, флешмоб преследует благую цель – привлечь внимание к насилию в отношении женщин, а затем объединить общество в осуждении насилия и, естественно, насильников.
Причем, история может быть не только об изнасиловании в чистом виде (что является преступлением по УК), но и о попытке, а также самом домогательстве со стороны мужчины. А вот это уже очень важный момент – потому как любая женщина в своей жизни сталкивалась с мужскими домогательствами, да еще и не один раз. И если на работе кто-то из коллег-мужчин погладил барышню по попе – это не одно и то же с преступным деянием, за которое Уголовный кодекс справедливо предусматривает суровое наказание. Дальше – больше. А если мужчина посмотрел на ноги, а женщина восприняла это как сексуальное домогательство? Тоже писать историю в Facebook под хештегом #Янебоюсьсказать? Ставить взгляды и слова на одну чашу весов с прямым насилием?
Получается, что мы со старта сталкиваемся с манипуляцией – когда участницам флешмоба предлагается под одну гребенку грести не только насильников, но и вообще всех мужчин. Все девушки и женщины, которые столкнулись с флешмобом, получили месседж в подсознание: мужчины – это зло. А как сработает такой сигнал, зависит от особенностей организма каждой женщины. Впрочем, практика работы с человеческой массой гласит: если повторять сильный сигнал через определенный период времени, то рано или поздно он переформатирует человеческий мозг.
Но разве рассказать о насилии и поднять важную проблему – не благое дело? Судите сами: если у вас болит зуб, вы идете к стоматологу. Несколько дней ноет горло – и мы записываемся на прием к отоларингологу. Можно, конечно, написать пост в Facebook с рассказом о своем болячке. Или, например, бегать по улице и рассказывать каждому встречному. Но в конечном итоге, когда от боли станет совсем невмоготу, все равно придется обращаться в больницу. Почему никто не лечит зубы и не оперирует язву желудка с помощью постов в Facebook и ВКонтакте?
Скрытые цели #Янебоюсьсказать
Но ведь авторы флешмоба предлагают поступать именно так! Причем, речь идет не о зубах и связках, а о такой тонкой материи, как психика человека. Организаторы подталкивают женщину к такой схеме поведения: если у тебя душевные проблемы – не ходи к психиатру или психологу, а напиши о них в Facebook.
К тому же, есть такое выражение «бередить старые раны». Когда женщина описывает крайне негативный опыт из своей жизни, она вновь переживает стресс, связанный с сексуальным насилием. Но, разбередив старые раны, авторы флешмоба предлагают не лечение, а пост в Facebook или другой социальной сети. То есть, участницы флешмоба своими же руками делают себе повторный стресс и наносят ущерб своей психике.
В конечном итоге, как мы видим, спрятавшись за правильными лозунгами об осуждении насилия, флешмоб направлен на то, чтобы вызвать у участников негативное переживание. Но остается еще один важный вопрос. Каждая из участниц бередит свою психику и высвобождает негативные переживания – на какую цель их направить? Получается, авторы акции подталкивают женщину к выводу: причина твоей беды – это мужчина. А раз мужчины ведут себя подобным образом, значит, виновата вся страна (Россия, Украина).
То есть, надавив на болевую точку, авторы планируют добиться следующего эффекта:
- «я ненавижу мужчин»;
- «я ненавижу власть, которая позволяет мужчинам так себя вести»;
- и, наконец, «я ненавижу свою страну».
Не в едином порыве
Некоторые СМИ (в первую очередь, те, которые финансируются Западом) изо всех сил убеждают, что «флешмоб историй о насилии и домогательствах взорвал Сеть». Но на деле значительная часть историй под хештегом #Янебоюсьсказать – это разоблачение замыслов организаторов и веселый стеб.
Да, конечно, есть множество постов, написанных как под копирку, как будто сотни женщин домогался один и тот же мужчина в одном и том же темном подъезде. Но почему-то поиск по хештегу выдает записи совершенно иного содержания. Например, украинская правозащитница Елена Лешенко пишет в своем Facebook под хештегом #Янебоюсьсказать: «Шо эта власть конченных дегенератов ежедневно и ежечасно насилует мозг части здравомыслящего народа Украины и истребляет весь этот народ под вопли лжепатриотизма другой его части, состоящей из тупых невежд».
Марина Полякова (Украина, Киев), казалось бы, входит в целевую группу флешмоба, но оценивает акцию негативно. «Все эти флешмобы преследуют одну цель: управление и манипуляция сознанием общественности. По-простому: выявление бара#нов, - пишет Полякова в своем Facebook. - Этот же флешмоб должен показать, какие мужчины пад#люки, а женщины - ангелочки в юбочках. Прочитав одну историю, где переплетена куча ситуаций, я поняла, что это бред. Потому как пережив столько - человек должен быть в психушке уже. Кто-то реально строчит фейковые истории. А остальные – ведутся».
Полякова ставит под сомнение благие намерения авторов флешмоба, делая акцент на двух пунктах:
«Во-первых, даже если кто-то что-то и пережил, то нормальная здоровая личность делиться с толпой не будет. Потому что существуют разные люди. Одни посочувствуют, другие же – добьют. Прежде всего - это боль, которую вскрывать не хочешь. Чтобы заново не вспоминать и не переживать эмоции.
Во-вторых, ни в одной из историй я не видела, как бы грубо это ни звучало, чтобы жертва сделала выводы, что в этом есть и ее вина. К примеру, ты сама идешь в 2 часа ночи домой в короткой юбке мимо выпивших мужиков. Но при этом ты думаешь о ромашках. А не о безопасности».
Блогер Руслан Карманов считает, что авторы флешмоба занимаются агитацией и нагнетают истерию накануне выборов в Госдуму. «Вы найдете по хештегу десятки однотипных произведений такого уровня, только с добавлением «все это было в этой стране, а в других-то не было» и «с тех пор я боюсь русских мужчин», - пишет в своем блоге Карманов. Блогер проводит параллели с предыдущей информационной волной, когда несколько месяцев назад та же аудитория разгоняла «историю из жизни» о старушке, плачущей в магазине.
«Вы не понимаете, что ли, что только полгода назад также синхронно та же группа «блогерша средних+ лет» рыдала про другое, и в том же стиле?» - задается вопросом автор. Карманов обращает внимание на то, что на раскрутку акции работали те же СМИ, что и в истории со старушкой: телеканал «Дождь»**, BBCRussian, «Радио Свобода» и т. д. Карманов считает, что организаторы накачивают аудиторию с помощью негативной информационной волны с прицелом на осень 2016 года, когда должны состояться выборы в Госдуму.
Итак, с помощью флешмоба #Янебоюсьсказать авторы вирус-кампании преследуют две магистральные цели:
- во-первых, они в очередной раз попытались забросить в массовую психику вирус ненависти к людям и своей стране;
- во-вторых, организаторы под видом флешмоба провели инвентаризацию своей целевой аудитории. Все очень просто – нажимаешь в Facebook на хештег #Янебоюсьсказать, и социальная сеть выдает тебе целый список людей, готовых воспринимать пропаганду. Следующие месседжи можно транслировать уже прямо на целевую аудиторию, подталкивая к нужным выводам и формируя нужное мнение. А в нужный момент – позвать людей из ЦА на Майдан «за все хорошее и против всего плохого».