С сегодняшнего дня на дворе уже август, а многие еще не реализовали свое законное право на отдых. Хочется к морю. Но на юг - дорого. Турция закрыта. Не беда. Есть у нас еще в резерве курорты Калининградской области. Поехали! Полетели!
До Калининграда лучше добираться не поездом, а самолетом. В вагоне придется пересекать литовскую территорию. При этом неминуемы многочасовые проверки при въезде и выезде, дважды - досмотр чемоданов с пристрастием. С демонстрацией «незалежности» на литовский лад. Да еще нужен загранпаспорт. Без него снимут с поезда с перспективой загорать в Литве. Вам это надо? Если нет, то самолетом за неполных два часа безо всяких мытарств вы долетите из центра России до калининградского аэропорта Храброво (кстати, достаточно комфортного после недавней реконструкции). Цена вопроса? Зависит от региона вылета и алчности авиакомпании. Можно долететь и за 4-5 тыс. рублей, и за 15-20 тыс. рублей.
Проблема авиасообщения анклава с «материком» всегда была острой, начиная с 1991 года, когда вдруг Калининград оказался «заграницей». Пытались договориться о коридоре со щедрой компенсацией, но не получилось. Поэтому делается все возможное по удешевлению авиабилетов. Вот и недавно состоялось совещание руководства области с авиакомпаниями и авиационными властями страны (о чем «Век» уже сообщал), на котором отмечалось, что для жителей многих регионов России цены на авиабилеты до Калининграда стали уже непомерно высокими. Государство потребовало прекратить этот беспредел.
Между тем, многое, как всегда, мы теряем по незнанию. Полеты из Калининграда в Москву, Петербург (и обратно) субсидируются с 2011 года. Вначале были ограничения по возрасту, но вскоре их полностью сняли. В 2015 году законными льготами воспользовались 205 тыс. граждан. Так что, требуйте в кассах, как говорится, свои льготы.
Итак, по льготным билетам прилетаем в самый западный аэропорт страны - Храброво. При любом адресе предстоящего отдыха стоит сразу направиться в Калининград. Это и несложно, и недорого. Маршрутки сами выстраиваются в очередь за пассажирами при ценах не выше, чем в Москве. А диспетчер такси в аэропорте предложит такую поездку рублей за 500.
Преодолеваем за полчаса 30 км по построенным не более 10 лет назад (местные говорят, что Москва раскошелилась) современным дорогам с многочисленными удобными развязками. И вот на горизонте Кенигсберг - Калининград, бывшая столица Восточной Пруссии, а с 1945 года - областной центр одного из регионов Советского Союза, а ныне - России. Нельзя не заметить на облике этого древнего города и сегодня некоего налета «столичности». Этот державный форпост представляет собой удивительное сочетание старинных костелов, других многовековых сооружений, помпезных зданий сталинской эпохи и современных административных зданий в центральных кварталах города.
Центр украшает площадь Победы. Растекающиеся отсюда многочисленные транспортные артерии позволяют добираться до любой точки города. Здесь расположены торговые центры, кафе и рестораны, Северный вокзал, а также храм Христа Спасителя, по размаху и помпезности лишь немного уступающий московскому. В центре - Триумфальная колонна с фонтаном, напоминающая Александровскую колонну, установленную в Санкт-Петербурге. Своими масштабами площадь просто потрясает. Тут много места и для прогулок, и для массовых праздничных гуляний. Под площадью - тоннель, соединяющий центр Калининграда с Северным вокзалом.
В Кенигсберге - Калининграде с давних времен сохранилось в общей сложности 7 городских ворот. Самыми интересными для туристов считаются Королевские (улица Фрунзе, 112), построенные в 19 веке на месте более древних разрушавшихся от времени. Эта своеобразная арка еще в те времена, когда Кенигсберг был прусским, считалась городской достопримечательностью. Ворота украшены скульптурами короля Пруссии Фридриха I, прусского герцога Альбрехта и короля Чехии.
Бранденбургские ворота - единственные, которые и по сей день выполняют свою главную функцию. Их возвели в 1657 году. Эти ворота считаются сегодня самыми готическими в городе и являются памятником архитектуры, охраняемом государством (ул. Багратиона, 137).
Музейный комплекс Кафедрального собора — это, пожалуй, одна из главных достопримечательностей Калининграда. Именно сюда стремится попасть большинство туристов. Кафедральный собор в Калининграде — своеобразная визитная карточка города. В здании собора находится усыпальница. Великий немецкий философ Иммануил Кант стал последним из тех, кого здесь похоронили. Неподалеку установлен и памятник ему.
До сих пор идут споры о том, когда началось возведение Кафедрального собора. Первое упоминание о нем появилось в документах от 13 сентября 1333 года. Считается, что строительство завершилось в 1380 году. Во Вторую мировую войну Кафедральный собор сильно пострадал. Все убранство было разрушено, остались практически одни стены. В 1992 году начались реставрационные работы. Сегодня здесь открыт музей Канта, а также проводятся концерты органной музыки. Внутри башенных часов Кафедрального собора установлен современный механизм, определяющий точное время по спутнику.
Еще одна достопримечательность древнего города - Кёнигсбергский замок, построенный в 1255 году рыцарями Тевтонского ордена. Именно с него, как считают историки, и начался город Кёнигсберг, выросший из маленькой деревеньки, возникшей около замка. Тут короновали двух прусских монархов. Замок посещали Петр I, Наполеон, а также русские императоры. В ресторанчике, работавшем в одном из подвальных помещений замка, бывали Томас Манн и Рихард Вагнер.
Калининградским Музеем Мирового океана интересуются и дети, и взрослые. Считается, что это - городская достопримечательность. Тут гостей ждут не только выставки «под стеклом», но и многое из того, что можно «пощупать». К примеру, настоящие большие корабли, которыми предлагается полюбоваться как снаружи, так и внутри. Причем, некоторые из них знамениты на весь мир своей славной историей. Это, в первую очередь, научное судно «Витязь», прошедшее 800 тыс. морских миль. На нем работали ученые из 20 стран мира, в том числе знаменитые Хейердал и Кусто.
Главное здание музея на набережной Петра Великого построено в 2003 году. Сейчас здесь огромные аквариумы с морской фауной, диковинными рыбами, а также кораллами. Над корпусом возвышается маяк со смотровой площадкой, откуда открывается городская панорама. Музейные павильоны «Пакгауз» и «Морской Кёнигсберг» стоят дальше по набережной. Эти старинные здания были построены в середине 19 века. В них размещены экспозиции, рассказывающие об истории города-порта.
Интересно подняться на борт пришвартованных вдоль променада кораблей, также приписанных к музею. Это «Космонавт Виктор Пацаев», первый и единственный в мире корабль космической связи, героический ледокол «Красин», а также подлодка Б-413. Для экскурсантов доступны все каюты и трюмы, разрешается даже подняться на капитанский мостик и почувствовать себя настоящим «морским волком».
Стоит внимания туристов и единственный в стране «Музей янтаря», открытый в 1979 году в старинной крепостной башне у озера Верхнее. Здесь 28 залов, расположенных на площади более 1 тыс. кв. м. Разгадывать природу янтаря начали сразу же после того, как был открыт этот камень, 5-6 тысячелетий назад. Сегодня сотрудники музея знают о янтаре почти все. Янтарные украшения начали мастерить еще в эпоху неолита, более двух тыс. лет до нашей эры, и продолжают в наши дни. Для Калининграда янтарь еще и промысел. В музее можно узнать много интересного о работе «Калининградского янтарного комбината», единственного в мире предприятия такого рода с полным циклом добычи и переработки солнечного камня, которое было построено в 1947 году.
Калининградская область славится еще и своими ухоженными курортами на Балтийском побережье, растянувшимися на десятки километров. Многие имеют многовековую историю и мировую известность.
(Окончание следует)