В десятку сильнейших компаний по объемам выручки вошли лидеры российского газового, нефтяного, транспортного и финансового рынков. Возглавляет рейтинг в этой номинации ОАО «Газпром», объем выручки которого в 2006 году составил 2 млрд. 152 млн. рублей. Второе место – у НК «ЛУКОЙЛ» (1 млрд. 482 млн. рублей). Замыкает тройку лидеров РАО «ЕЭС России», которое в прошлом году сумело выручить 854 млн. рублей.
Следом идет ОАО «Российские железные дороги», выручка которого составила 848 млн. рублей. На пятом месте расположилась нефтяная компания ТНК-ВР, сумевшая выручить 602 млн. 693 тыс. рублей. Занявшие шестое и седьмое место НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» добились в прошлом году выручки в размере 588 млн. и 526 млн. рублей соответственно.
Восьмое место в рейтинге 400 крупнейших предприятий России занимает Сбербанк (389 млн. рублей), а замыкают десятку ОАО «Северсталь» (337 млн. рублей) и НК «Татнефть» (318 млн. рублей).
Заметим, что согласно данным рейтинга динамика суммарных доходов 400 крупнейших российских компаний в 2006 году снизилась по сравнению с 2005 годом с 33,1% до 26,5%.
Примечательно, что в первую рейтинговую десятку попал всего один представитель российского финансового рынка, что свидетельствует о слабости отечественной банковской системы.
Итоги рейтинга сегодня обсуждались на III форуме крупного бизнеса «Эксперт 400» – Компании роста»: «Кто создает экономику России?», участники которого, представлявшие государственные структуры и бизнес-сообщество согласились с тем, что если частным компаниям не выгодно, а у государства не хватает средств на реализацию проектов, то стоит объединить усилия. Осуществление схемы частно-государственного партнерства необходимо стране для развития экономики.
Как отметил начальник экспертного управления администрации президента РФ Аркадий Дворкович, для начала важно понимать, что именно подразумевается под понятием «ЧГП». Государство на данном этапе вполне может озаботиться созданием собственных корпораций, и они вытеснят частный бизнес за пределы страны, так как при подаренных им льготах, безусловно, станут лучшими. При таком развитии событий исчезнет конкуренция, и рост российской экономики станет равным нулю. Существует и второй путь: частно-государственное партнерство именно как партнерство, а не навязывание условий. В этом случае государство должно защищать конкурентоспособность частных компаний в мировом масштабе и создавать условия для развития бизнеса.
«Мы научились расти и побеждать, - заметил в своем выступлении Аркадий Дворкович. - Финансовый кризис нам не грозит, даже в свете последних событий на мировых рынках в стране хватит денег на реализацию любого проекта и без зарубежных вливаний».
Проекты осуществления партнерства у многих компаний уже готовы и ждут рассмотрения правительством. Электроэнергетика, машиностроение, авиация и другие сферы нуждаются в государственной поддержке не меньше, чем государство нуждается в инвестициях.
Этот вариант почти идеален и сулит большие возможности. Однако проблем с коррупцией пока никто не отменял, и это, пожалуй, самое главное препятствие при реализации ЧГП. Проблемы также существуют и в налоговой системе, и на кредитном рынке.
Однако процесс внедрения частно-государственного партнерства в стране уже начался. Первым опытом станет РАО «ЕЭС России» - в рамках реорганизации энергохолдинг планирует привлечение частных инвестиций на модернизацию системы, а государство создает мягкие рамки для осуществления данной реорганизации. В последующем на данный тип отношений планируют перейти все крупнейшие компании страны.
По словам директора российского филиала Российско-Британской торговой палаты Нила Купера, переход к ЧГП – процесс долгий и сложный, однако, ориентируясь, на мировой опыт, Россия вполне способна перешагнуть этот барьер почти безболезненно.