Эксперты усомнились в эффективности акциза на газировку

Ожидаемый Минфином эффект от введения акциза на сахаросодержащие напитки может оказаться ниже. Бюджет страны получит от такого налогообложения за три года не 80 млрд рублей, как прогнозировалось министерством, а максимум 65 млрд рублей, пришли к выводу в Высшей школе экономики.

Эксперты Высшей школы экономики считают, что планы правительства ввести акциз на газированные безалкогольные напитки с содержанием сахара не приведут к снижению его потребления россиянами, а поступления в бюджет окажутся ниже анонсированных. Ранее в Минфине заявили о планах начислять на каждый литр газировки 5 рублей акциза, и получить за три года 80 млрд рублей поступлений в бюджет.

Однако, полагают аналитики, поинтересовавшиеся мнением Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, в действительности выручка бюджета составит от 57 млрд до 65 млрд рублей. В отраслевом сообществе уточняют, в прошлом году отечественные предприятия выпустили 12 млрд литров безалкогольных напитков, а также 2,4 млрд литров соков и нектаров. Если акциз будет введен, стоимость газировки в рознице вырастет на 8-9%. На столько же – 9%, либо 525 млн литров, сократится выпуск газировки.

Однако автоматического уменьшения потребления жителями страны сахара это обстоятельство не гарантирует. Опыт других стран показал, что после введения ограничений на одни продукты с содержанием сахара потребители переориентируются на другую сладкую продукцию. В результате власти Финляндии и Дании аннулировали акцизы, которые внедрялись с теми же заявленными целями, что в России. Зависимость между набором избыточной массы тела, заболеваемостью диабетом и долей сахара в рационе научно не доказана, добавляют авторы отчета.

Реклама на веке

В свою очередь, в Минфине уверяют, что введение акцизов на газировку не инициировали – автором соответствующего предложения стал Минздрав. В ведомстве говорят, работа по введению нового сбора фактически остановлена, поскольку нет ясности, какое содержание сахара будет считаться высоким, и как контролировать его массовую долю в том или ином напитке. А в отраслевом сообществе говорят, сейчас участники рынка расширяют производство низкокалорийных напитков, а также уменьшают их расфасовку. Эксперты ВШЭ добавляют, если газировка существенно подорожает, часть россиян вместо нее начнут покупать пиво и более крепкие спиртные напитки.

Реклама на веке
О текущем политическом моменте или неча на зеркало пенять В России резко подорожал черный хлеб