Эксперты заявили об отсутствии у россиян общих ценностей

В российском обществе нет ценностей, которые могли бы консолидировать значительные группы граждан, считают социологи исследовательской группы ЦИРКОН. Общими ценностями остаются здоровье (76%) и семейное счастье (62%).

Россияне придерживаются широкого спектра ценностей, каждая из которых имеет относительно небольшое количество приверженцев, при этом многие ценности являются взаимоисключающими. Эти факторы не позволяют достичь высокой консолидации общества, и усложняют политическим силам формирование сплоченных групп сторонников. К таким выводам пришли аналитики исследовательской группы ЦИРКОН. Их доклад имеется в распоряжении «КоммерсантЪ».

В ходе опроса 75% россиян заверили, что при условии совпадения интересов и отсутствия идеологических противоречий они не возражают против ситуативного объединения с другими гражданами. При этом 48% россиян за последние несколько лет принимали участие только в таком массовом общественном мероприятии, как выборы парламента и главы государства. Еще 26% респондентов принимали участие в субботниках, а 9% работали волонтерам и предоставляли бесплатную помощь согражданам, оказавшихся в затруднительной жизненной ситуации. Только 2% участников опроса ходили на митинги, такое же количество россиян назвали себя активистами общественных движений. Примечательно, что респонденты не стали называть потенциальным объединяющим фактором религию.

При этом россияне нередко отклоняются от поддерживаемых в целом идей. Например, сторонники либеральной идеологии нередко поддерживают и запрет абортов (37% данной группы), и мораторий на усыновление российских детей гражданами других государств (19%). Руководитель группы Игорь Задорин говорит, только 3-4% россиян придерживаются ряда ценностных ориентиров, не содержащих противоречий друг другу. Объединяющими для всего общества являются лишь такие общепризнанные ценности, как здоровье (этот приоритет упомянули 76% респондентов), а также семейное счастье (62%). Для сравнения, свободу и независимость указали в числе личных приоритетов только 38% россиян, а любовь к родине – всего 18%.

Реклама на веке

Задорин говорит, идеологическая разобщенность электората провоцирует популизм политиков, а также создает пространство для креативного мышления политических сил. Вместо однородной группы пенсионеров в России существует десять подтипов этого слоя социума, как и множество подгрупп бюджетников, поясняет эксперт.

Реклама на веке
Что означают для свободы Интернета изменения в авторском праве, вводимые ЕС? Дамаск вынесет вопрос Голанских высот на обсуждение Совбеза ООН