Российские компании, экспортирующие крепкие спиртные напитки, а также пиво, под брендами «Made in Russia» и «GoodFoodRussia», рассчитывают на получение государственных субсидий. Правовые основания для их выделения появятся с нового года, когда утратят силу нынешние ограничения на выделение компенсаций производителям алкоголя. По действующим правилам, преференции имеют виноделы, а вот пивовары и производители водки их лишены. В письме, подписанном главой Российского экспортного центра Андреем Слепневым, указывается, что потребность производителей водки и пива в инструментах поддержки экспорта существует.
Если компании получат помощь из бюджета, поставки отечественного крепкого алкоголя на внешние рынки будут увеличены до целевых, заложенных в тематическом нацпроекте «Экспорт продукции АПК». По прогнозу Слепнева, существеннее всего увеличится экспорт водки, мировой рынок которой оценивается в $40 млрд. Каждая третья проданная в мире бутылка напитка по наименованию ассоциируется с Россией, однако в прошлом году российские компании продали за рубеж водку всего на $150 млн, отмечается в письме. Большинство представленных на мировом рынке брендов отношения к России не имеют, констатировал Слепнев. В Федеральной таможенной службе отмечают, основные поставки водки приходятся на британский, немецкий, латвийский, казахский и армянский рынки.
В экономическом ведомстве в беседе с «Известиями» заявили, что инициативу о введении компенсации процентов по кредитам, взятым экспортерами алкоголя, приветствуют, но для ее узаконивания потребуется постановление правительства. В Минсельхозе считают, что потенциал для наращивания экспорта водки существует – до $200–250 млн в год. Но существенным ограничителем является тот факт, что потребление этого напитка в пересчете на одного жителя в мире не растет. Иная картина наблюдается на рынке пива – его в мире пьют все больше. При правильной реализации потенциала, объемы поставок этого напитка на внешние рынки за 5 лет могут вырасти вчетверо и составить $500–600 млн вместо нынешних $150 млн.