Дифференциация размеров экспортной надбавки для разных категорий грузов была утверждена в ходе совещания под председательством главы кабмина Дмитрия Медведева. В общей сложности финансирование инвестиционных мероприятий Российских железных дорог в 2017 году составит 470 млрд рублей, что на 34 млрд рублей больше ранее заявленных параметров. При этом железнодорожное ведомство свернет программу лизинга подвижного состава, на которую планировалось израсходовать 47 млрд рублей. Приоритет будет отдан закупке вагонов и локомотивов на общую сумму 60 млрд рублей.
Официально итоги совещания у премьер-министра должны огласить завтра, 6 декабря. Однако по данным информированных источников, ведомству удалось отстоять проект индексации тарифов, фактический объем которой составит 8,5% при уровне инфляции в 4%. В частности, для компании сохранили целевую индексацию в размере 2% от тарифов. Вырученные по этой статье средства направят на выполнение капитальных ремонтов. Кроме того, уменьшены скидки для компаний, заказывающих транспортировку угля и железной руды на значительные расстояния.
Кроме того, расширены параметры тарифного коридора. Предельный размер экспортной надбавки для транспортировки грузов по наиболее востребованным направлениям составит 10% вместо нынешних 13,4%, зато максимальное уменьшение тарифов составит 50% вместо действовавших ранее 25%. Также решено, что экспортная надбавка не будет применяться для перевозки грузов, в себестоимости которых расходы на железнодорожную перевозку являются самой весомой составляющей. По прогнозу руководителя "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, это означает, что надбавку не станут вводить для транспортировки стройматериалов, угля, леса, зерна, минеральных удобрений и железной руды. Ранее в РЖД подсчитали, что доля расходов на транспортировку в стоимости щебня достигает 33%, а для энергетического угля этот показатель приближается к 19%.
Бурмистров считает, что данное решение в целом является логичным и рациональным. Но, в то же время оно вносит очередной элемент хаоса в систему железнодорожной тарификации и сохраняет лоскутный принцип установления расценок на перевозки.