Юбилей Нижнего Новгорода: мини-скандалы и творчество «снизу»

Юбилей Нижнего Новгорода: мини-скандалы и творчество «снизу»
Фото: https://vz-nn.ru/
В нынешнем году Нижний Новгород отмечает 800-летие со дня своего основания. Понятно, что власти не могли пройти мимо такой даты и начали генерировать разного рода мерчендайзинг. Пока получается не очень хорошо.

Матрёшки – не той системы!

Семёновские мастера АО «Хохломская роспись» к празднику выпустили специальную коллекцию матрёшек, расписанных не привычными узорами, а геометрическими фигурами. Таков был заказ АНО «Центр 800», аффилированной с правительством Нижегородской области. Наиболее искушённое меньшинство нижегородцев нашло в таком декоративном решении перекличку с супрематизмом Малевича (правда, непонятно, какое отношение имеет Малевич с его супрематизмом к Нижнему Новгороду), большинство же было шокировано и выражает возмущение.

Подогрели ситуацию и цены на матрёшки – от 2 до 9 тыс. рублей в зависимости от количества фигурок в комплекте. Денис Коротков, креативный директор ТД «Семёновская роспись», занимающегося реализацией продукции фабрики «Хохломская роспись», не видит ничего необычного в изменении росписи матрёшек – как заказчик велел, так и сделали.

Реклама на веке
Как разместить

Производителей можно понять, тем более, что заказ оплачивается из регионального бюджета - как говорится, любой каприз за ваши деньги. Непонятно только как всё это монтируется с юбилеем Нижнего Новгорода, а объяснять никто ничего не собирается.

Гораздо успешнее может оказаться создание молодёжной коллекции одежды к 800-летию Нижнего Новгорода. Планируется, что «восьмисотлетняя» коллекция станет доступной для покупателей уже в апреле нынешнего года, сообщили в региональном правительстве. Набор одежды для коллекции был сформирован на основе изучения покупательского спроса в магазинах «Нижний 800»: худи, бейсболка, футболка и шоппер. Заказчик – всё та же АНО «Центр 800», привлекшая к работе над юбилейной коллекцией 12 нижегородских дизайнеров одежды Инну Миронову, Ольгу Миклину, Юлию Тубольцеву, Ольгу Серякову, Олесю Ванюшкину, Елену Мясникову, Карину Манжулу, Олега Чигинева, Анну Ремневу, Адель Шарадзе, Оксану Косареву и Ольгу Рыхлову (Парле).

Но тут всё дело как раз в дизайнерах – они являются участниками содружества нижегородских дизайнеров ROSSA, в рамках которого творцы научились не только самовыражаться, но и потакать потребностям покупателей. Идеолог и вдохновитель проекта ROSSA – Ольга Рыхлова (Парле), глава Нижегородской региональной организации Союза дизайнеров России, руководитель координационного совета Кластера лёгкой промышленности Нижегородской области.

Как рассказала Рыхлова (Парле) «Веку», она откликнулась на призыв создать одежду с символикой 800-летия по нескольким причинам. «Во-первых, день рождения города - это для меня почти личное событие, Нижний действительно принес мне счастье, я встретила здесь свою любовь и нашла себя.

Во-вторых, такая творческая задача, конечно, вдохновляет. В-третьих, быть причастным к крупному значимому событию - это престижно и значимо для любого творческого человека.

Что касается остальных участников проекта, нижегородских дизайнеров. Почему местные? Потому что мы, что называется, «в материале», мы носители местных ценностей, традиций, культуры. Кто, как не мы?» - подчеркнула Рыхлова (Парле).

Ценовая категория коллекционной одежды пока не определена, но уже известно, что процент от продаж брендированных вещей пойдёт в благотворительные фонды-партнеры проекта «800 добрых дел».

Новые аромат и шрифт

Первый нижегородский парфюмер Эльнара Подберезская созданный к 800-летию Нижнего Новгорода аромат назвала «Столица закатов».

Идея заняться парфюмерией пришла к Эльнаре во время пандемических ограничений, когда ее студия маникюра прервала работу на несколько месяцев. Преградой на пути к воплощению мечты о собственных ароматах стало тотальное отсутствие в Нижнем Новгороде парфюмеров, работающих на высоком профессиональном уровне, пришлось Подберезской браться за дело самой.

Впрочем, дело с парфюмерами обстоит не лучшим образом не только в поволжской столице, но и в России в целом. Отсутствуют высшие учебные заведения, где можно получить диплом парфюмера. Компоненты, профессиональные толстостенные флаконы, парфюмерные спреи — все это приходится заказывать из Европы. Производственных линий под эти цели тоже практически нет, поясняет Подберезская.

Процесс создания аромата начинается в голове. Рисуются образ, впечатления и ощущения, которые должен передавать парфюм. Дальше идёт создание набросков из подходящих компонентов. Набросков может быть и 20, и 40, пока не найдётся необходимый баланс.

Сейчас в активе Подберезской – пять ароматов, включая «Столицу закатов». Замысел возник ещё в июне прошлого года и только к январю нынешнего удалось добиться нужного звучания: природа Нижнего Новгорода выражена через нотки яблока, липового цвета, вишни, кожи, рома и табака. О юбилейном аромате парфюмер сообщила на страничке губернатора Нижегородской области Глеба Никитина в Instagram.

Руководитель региона доверил заняться проектом Подберезской главе регионального Минпромторга Максиму Черкасову. Эльнара принесла на встречу уже созданные ею ароматы. По словам Черкасова, он поручил подчинённым найти возможность льготных кредитов для парфюмера.

«Я делаю продукт без оглядки на кого-либо. Люблю каждый свой аромат и через каждый делюсь настроением! Они все создавались для того, чтобы можно было попробовать нечто иное, отличающееся от парфюма, к которому мы все привыкли», - раскрывает свой подход к парфюмерному бизнесу Эльнара Подберезская.

Возможно, нижегородский юбилей научит нас всех читать по-новому. Графический дизайнер Александр Шиманов создал бесплатный акцидентный шрифт «Нижегородский».

«Этот шрифт рождался около трёх лет из разных работ, идей, мыслей, референсов. И на начальном своём этапе он и не предполагал, что будет посвящён городу, хотя и обрёл свои финальные графические формы в проекте, связанном с Нижним Новгородом. Почему этот шрифт нижегородский? Потому что я его таким почувствовал и придумал. Это честная и настоящая причина. Можно ли было по другому?» - поясняет «Веку» Шиманов.

Дизайнер говорит, что никакой символической и визуальной айдентики нижегородцев просто не существует.

«Есть набор общих городских символов: архитектурные памятники, гербовый Олень, пара-тройка имён уроженцев города. Это наш максимум. Нет у города архитектурной парадигмы. Есть ландшафт. Нет отличимого местного дизайна. Есть отличные местные дизайнеры, работающие на внегородские рынки. Нет художественной школы. И, тем более, нет буквенных форм, которые были бы специфичны городу. Наиболее полно отсутствие всего этого показали как раз «исследования», связанные с разработкой фирменных стилей города, области и 800-летия», - говорит о наболевшем Шиманов.

В целом у нижегородцев, судя по постам в соцсетях и личным разговорам, уже сложилось стойкое ощущение, что они лишние на юбилее Нижнего Новгорода, губернатор Глеб Никитин и мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев всё уже давно решили без них, в том числе – как именно нужно праздновать юбилей и кто достоин заработать на этом деньги. Остальных просят не беспокоиться.

Реклама на веке
Как разместить
Джо Байден назначил Джина Сперлинга для реализации стимулирующих мер на сумму $1,9 трлн Миннеаполис урегулировал иск с семьей Джорджа Флойда и согласился выплатить $27 млн
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются