18+
  1. Закон о ТО - пока все не то

Закон о ТО - пока все не то

Закон о ТО - пока все не то
Громкий скандал разразился вокруг нового закона о прохождении техосмотра. Страховщики возмущены схемой, при которой «Росгосстрах» предлагает своим клиентам полисы ОСАГО вместе с талонами ТО нового образца без реального осмотра автомобиля. Автовладельцы согласны – процедура стала еще более коррумпированной.

Российские автолюбители и страховщики предлагают ввести годичный мораторий на новые правила прохождения техосмотра. Такое мнение было высказано накануне на встрече с журналистами представителей Федерации автовладельцев России (ФАР), а также двух крупных страховых компаний: ОСАО «Ингосстрах» и «Ресо-Гарантия».

ЦитатаПо закону каждый автовладелец должен иметь полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Чтобы его получить, необязательно куда-то ехать: солидные страховщики оформляют ОСАГО онлайн, а в случае наступления страхового случая на место происшествия выезжает независимый эксперт.Конец цитаты

По их словам, новая система породила массу новых проблем и привела к не меньшему уровню коррупции, чем прежде. Так, выдаваемые компанией «Росгосстрах» талоны ТО не имеют подписи эксперта оператора техосмотра. По некоторым данным, страховщик письменно обязывает клиента пройти диагностику в одном из технических пунктов некоего ЗАО «Техосмотр», к которому также много претензий.

Как сообщил председатель совета НП «Союз предприятий технического осмотра» Игорь Климаков, талон техосмотра компания просто выписывает, «ставит свою печать как оператор, а техосмотр предлагает пройти на любом другом пункте, который никакого отношения к ЗАО «Техосмотр» как к оператору не имеет».

В свою очередь, как заявили участники «круглого стола», в распоряжении ЗАО «Техосмотр» сейчас находятся 2,5 млн. новых талонов ТО, это при том, что в середине января по всей стране наблюдался массовый дефицит талонов, сильно усложнивший работу страховщикам.

По сути, на рынке оказания услуг ТО и страховом рынке появились два монополиста - «Росгосстрах» и «Техосмотр», которые между собой наладили тесное взаимовыгодное сотрудничество. Другие же страховые компании и станции технического осмотра оказываются фактически отрезанными от клиентов. Впрочем, как ранее сообщали СМИ, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России в ближайшее время направит в РСА требование о проведении проверки ЗАО «Техосмотр» на предмет соблюдения им правил технического осмотра. По результатам ведомство намерено принять решение вплоть до лишения оператора технического осмотра аккредитации на такую деятельность.

По словам директора розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталия Княгиничева, ситуация действительно всколыхнула все страховое сообщество, поскольку превращает процедуру техосмотра в профанацию. Кроме того, схема, придуманная «Росгосстрахом», перекладывает ответственность за последствия ДТП на автовладельца, потому что талон технического осмотра, напомним, выдается без подписи эксперта. То есть, если ДТП случится по вине водителя (в случае неисправности автомобиля) - отвечать будет именно он, а не страховая компания.

Как считает начальник управления розничного страхования ОСАО «Ресо-Гарантия» Елена Злыгорева, действующий закон о техосмотре может привести к возвращению тех времен, когда на дорогах разбирались самостоятельно. Запрет на продажу полиса ОСАГО без техосмотра вынудит водителей прибегать к помощи эвакуаторов, а это приведет к тому, что они будут ездить и без полиса ОСАГО, и без техосмотра.

Причем, для участников рынка стало неожиданностью, то, что ЗАО «Техосмотр» было зарегистрировано в реестре 1 января - в официальный выходной день. Игорь Климаков сообщил, что до 1 января РСА не имел права принимать заявки на аккредитацию.

По словам Злыгоревой, возможно, ситуацию объясняет тот факт, что учредитель ЗАО «Техосмотр» - руководитель компании «Форб» - является выпускником того же вуза, что и руководитель Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин, заявивший недавно о своей отставке. «Возможно, связь здесь есть, возможно - нет. Просто наши наблюдения», - отметила Елена Злыгорева.

Президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев отметил, что новая схема прохождения техосмотра стала еще более коррумпированной. В качестве конкретных шагов по изменению этой ситуации он предложил сделать техосмотр добровольным и создать единую базу данных, с чем согласны и многие страховые компании. «Эта единая база и будет регулятором добровольного прохождения технического осмотра по системе американского Carfax. Почти каждый автолюбитель является покупателем машины и продавцом. Соответственно, он заинтересован в том, чтобы все данные были представлены как можно в большем объеме: чтобы у него был вовремя пройден техосмотр, чтобы у него были все страховки, чтобы у него было меньше аварий и так далее. Я считаю, что в данном случае единая база данных окажет огромное влияние на безопасность дорожного движения, на угон автомобилей и на сокращение объемов мошенничества», - подытожил Сергей Канаев.

Однако, с ним не согласен Игорь Климаков, отметивший, что новая схема добровольного прохождения ТО поставит под удар целый бизнес, а тысячи людей потеряют рабочие места. Также он заявил, что нынешняя стоимость ТО смехотворна и попросту ставит техцентры на грань закрытия. «Поэтому фирмы, занимающиеся диагностикой, идут на многое, лишь бы привлечь клиентов - в том числе занимаются и выдачей талонов в тех ситуациях, когда это недопустимо», - подчеркнул Климаков.

Очевидно, что предстоит утрясти еще много вопросов между всеми заинтересованными сторонами. По мнению Канаева, исправить ситуацию может мораторий на закон, например, до введения единой базы данных по страхованию, которая должна заработать с 1 января 2013 года.