Замкнутый круг Новосибирской подземки

Новосибирский метрополитен - единственный в России за Уралом - был открыт в 1985 году, в его составе действуют две линии (Ленинская и Дзержинская), насчитывающие 13 станций.

Последняя из них – «Золотая нива» - была введена в эксплуатацию в феврале 2011 года. Строить метро начали во времена перестройки на закате советской эпохи, продолжали строительство в непростые 1990-е годы, в 2000-е. Но в 2010-х годах кроме станции «Золотая нива» новых станций построено не было.

Во времена СССР строительство станций метро в стране финансировалось гораздо равномернее, потому что метрополитен подчинялся Министерству путей сообщения.

Однако в наше время метро является муниципальным транспортом, и финансирование его строительства осуществляется из местного бюджета. В связи с этим найти на метро средства в Новосибирске оказывается очень непросто - годовой бюджет города в 2021 году составляет около 55 млрд. рублей, а продление Дзержинской линии со строительством всего лишь двух станций оценивается в 25,3 млрд. рублей.

Реклама на веке

Строительство «Спортивной»

В настоящее время в Новосибирске к молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года ведется строительство станции метро «Спортивная» (первой за долгое время), которая находится рядом с новой ледовой ареной, где будут проходить матчи турнира, и сможет принять до 30 тыс. пассажиров в день.

А вот об остальных планах развития метро в городе, пожалуй, пока стоит говорить с многочисленными оговорками, главная из которых – где взять деньги. Ведь даже на явно федеральный заказ по «Спортивной» Новосибирская область потратила из своего бюджета весьма значительные средства.

17 мая этого года, например, глава области Андрей Травников поручил министру финансов региона Виталию Голубенко изыскать в областном бюджете средства, чтобы оплатить поставку и монтаж на строящейся станции эскалаторов. Сделать это пришлось, чтобы не приостанавливать стройку, федеральные деньги на которую стали периодически запаздывать.

Строительство требует всё больших сил и от города, и от области, но самое главное то, что станцию строят неплохими темпами. Первые поезда до неё должны пойти уже в августе 2022 года.

Что предлагают власти города

Планы по дальнейшему развитию метрополитена в Новосибирске вынашиваются в городе давно. В 2020 году заммэра города Алексей Кондратьев сообщил журналистам о строительстве семи станций метро до 2030 года, однако позднее планы были скорректированы до трех - одной на правобережье города и двух на левом берегу реки Ельцовка 2-я, где располагается много активно развивающихся микрорайонов.

В первую очередь городские власти намерены построить две новые станции метро «Гусинобродская» и «Молодежная». Затем протянуть Дзержинскую ветку в метродепо «Волочаевское».

В этом году новосибирцы надеялись, что деньги на это благое дело для полуторамиллионного города федеральные власти всё-таки предусмотрят. И определится финансирование хотя бы на первые этапы подземных новостроек. Ведь правительство РФ стало всерьёз рассматривать строительство новых веток метро в различных городах России.

Увы, в итоге деньги на метро решили дать многим, но не Новосибирску. На вопрос, почему так произошло, в правительстве ответили достаточно уклончиво. «В Новосибирске пока не отказываются от этой идеи, прорабатывают, считают по деньгам возможность в будущем строительства», - заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.

Кто ставит палки в колеса

Руководитель МП «МЕТРО МиР» Александр Мысик сообщил, что начало строительства второго тоннеля метро «Золотая нива» в Новосибирске сдерживает «Главгосэкспертиза», нашедшая огрехи в устаревшем проекте.

«Эксперты выявили много вопросов и рекомендаций. С 2010 года слишком многое поменялось на законодательном уровне, причем неоднократно, поэтому сейчас внимательно изучаем то, что нам написала «Главгосэкспертиза», чтобы разработать план действий.

Чтобы вкладывать немалые деньги в подготовку проектно-сметной документации и само строительство второй очереди «Золотой нивы», нужно сначала понять, будет ли дальше строиться сама Дзержинская ветка. А такого понимания сегодня нет.

Если новые станции построены не будут, то и проложенный тоннель не будет эксплуатироваться, потому что поезд, попадая в него, должен потом дальше ехать. Путь окажется тупиковым и будет пустовать, а на него при этом потратят почти 1,5 млрд. рублей», – объяснил Мысик.

Директор «МЕТРО МиР» добавил, что политическое решение о продлении строительства Дзержинской ветки Новосибирского метрополитена с депо должно быть принято, как минимум, на уровне субъекта Федерации. Иначе бессмысленно тратить деньги на тоннель, который не будет эксплуатироваться.

От чего зависит финансирование

В феврале текущего года Хуснуллин установил четкие границы целесообразности строительства новых станций метро в нестоличных городах (то есть кроме Москвы и Петербурга), которые при текущих масштабах новосибирского метрополитена преодолеть не представляется возможным.

Речь идет о пассажиропотоке. Хуснуллин заявил, что имеет смысл говорить о развитии того или иного регионального метрополитена, если пассажиропоток в том или ином городском метро не менее 30 тыс. человек в час. В таком случае это становится выгодным с экономической точки зрения затрат на одного пассажира. Если показатель, например, в три раза меньше - 10 тыс. человек в час, то лучше развивать наземный транспорт, типа скоростного трамвая.

В 2018 году Новосибирский метрополитен перевез более 83 млн. пассажиров, в 2019 году - около 85 млн. человек. Если рассчитывать по этому показателю, то получится 13 тыс. человек в час. Это очень мало, необходимо увеличить показатели более чем на 200%. Но в 2020 году из-за введенных в связи с пандемией ограничений пассажиропоток снизился более чем на 30%, таким образом еще уменьшив искомые цифры.

Через год будет достроена станция «Спортивная», хотя она больше относится к части инфраструктуры строящегося ледового дворца, а не к транспортной системе Новосибирска в целом. Так что это пока мало изменит положение, ведь нужно больше новых станций. Таким образом, Новосибирск, как и ряд других городов России, не отвечает требованиям вице-премьера, связанным с целесообразностью развития метро.

В таком случае получается замкнутый круг: федеральные деньги городу на строительство станций метро не дадут, пока не будет достигнут искомый показатель пассажиропотока, но достичь этого показателя можно только с помощью строительства новых станций в густонаселенных районах. Остаётся надеяться на то, что федеральные власти пересмотрят свои критерии.

Реклама на веке
Си Цзиньпин заявил, что Китай должен достигнуть «энергетического самообеспечения» Удачно сплавили