Соглашение между правительством и нефтяными компаниями о сдерживании роста цен на бензин позволило замедлить инфляцию на 1%, считают аналитики рейтингового агентства АКРА. В расчете, проведенном для «Известий», указывается, что фактический рост цен на бензин за первый квартал нынешнего года составил 1,27% - литр топлива с 43,42 рубля подорожал до 43,97 рубля.
По мнению соавтора исследования, главы группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, минимальное подорожание бензина стало возможным не только благодаря мораторию, но и в силу уменьшения разницы между ценами нефти на отечественном и внешнем рынках. При этом бензиновые акцизы и налог на добавленную стоимость увеличились. Если исключить фискальную составляющую, то фактические цены на бензин упали на 10,6%, резюмирует Танурков.
В Минэкономразвития полагают, что реальный эффект заморозки топливных цен намного скромнее и позволил сдержать инфляцию всего на 0,1-0,2%. В отчете Центробанка указывается, что мораторий между властями и нефтяниками вошел в перечень факторов, способствовавших замедлению инфляции. Пролонгация договоренностей на апрель-июнь позволит упредить рост цен на потребительские товары в этот период, прогнозируют в финансовом регуляторе.
Эксперт из НИУ ВШЭ Максим Петроневич полагает, мораторий ощутимо повлиял на динамику цен, причем фактическое воздействие соглашения оказалось выше ожидаемого. Однако совершенным мораторий назвать нельзя, поскольку он по-разному воздействует на участников рынка – касается розничных продавцов и не затрагивает оптовый сегмент. Как следствие, заправки вынуждены были увеличивать стоимость топлива для корпоративных клиентов, а последние – как правило, это транспортные компании – увеличили цены своих услуг.
Главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров полагает, что отмена моратория может привести к вынужденному переформатированию ритейлеров. Поскольку фактическая стоимость продукции резко вырастет, а доходы граждан – нет, торговым сетям придется переходить на более дешевые товары, и, соответственно, жертвовать качеством представленного на полках ассортимента.