Это подчеркивает уязвимость санкций и неспособность эффективно контролировать их соблюдение.
По мнению экспертов, количество топлива, отгруженного из Турции в Motor Oil Hellas, и отраслевая практика смешивания продуктов различного происхождения при их хранении гарантируют наличие в смеси большого количества сырья из России.
За последние два года турецкий терминал Dortyol получил по морю 5,4 млн баррелей нефти. Согласно данным о морских перевозках, большая часть этого объема была поставлена из России. С момента вступления в силу санкций Европейского союза в феврале этого года российские поставки составили 2,7 млн баррелей или более 69% от общего объема нефти, поставленного морским путем в адрес турецкого терминала. В свою очередь Dortyol с февраля отгрузил 7 млн баррелей сырья, из которых 4,2 млн баррелей, из которых пришлось на греческий НПЗ.
Компания Motor Oil Hellas на протяжении многих лет является одним из ключевых поставщиков Пентагона. С момента вступления в силу запрета на поставки российской нефти в марте прошлого года Пентагон заключил с заводом новые контракты на сумму около $1 млрд.
Кроме этого, согласно отчетам об отгрузках, с февраля 2023 года более 1 млн баррелей авиакеросина от Motor Oil Hellas также было отправлено государственным и корпоративным покупателям в Италии, Франции, Испании и Великобритании.
Как минимум в пяти поставках, осуществленных в этом году из России в Dortyol, сырье первоначально принадлежало российскому нефтяному гиганту «Роснефть», как показывают торговые документы. После погрузки на танкер в Черном море груз в каждом случае выкупался фирмой, расположенной в ОАЭ. Впоследствии право собственности переходило к фирмам, контролируемым турецкой государственной нефтяной компанией, и товар поставлялся в Dortyol.
В соответствии с правилами эмбарго ЕС, покупатели «должны проявлять должную осмотрительность при оценке происхождения нефти и полагаться на имеющуюся в их распоряжении документацию для определения происхождения нефти, которая может включать сертификаты происхождения».
Регулирующие органы США и ЕС неоднократно предупреждали о том, что сертификаты происхождения могут быть поддельными. Их оформлением могут заниматься многочисленные органы и компании, а централизованной системы подтверждения их подлинности не существует.