ИИ научился писать, петь и играть: а сможет ли он стать звездой?

За прошедшие годы с помощью технологий удалось автоматизировать многие повседневные процессы в сфере развлечений, но эта тенденция не касалась самого творчества. Однако сейчас ситуация изменилась.

Генеративный искусственный интеллект (ИИ) использует авторские права и модифицирует тексты, музыку и видео, всё больше конкурируя с человеком по качеству и уже значительно превосходя его по объему контента. Можно ли вообще стать звездой в мире контента, бесконечного генерируемого искусственным интеллектом?

Творческое сообщество ждет помощи профсоюзов, юристов и политиков. В ответ на пятимесячную забастовку сценаристов голливудские студии согласовали квоту на минимальное число авторов, которых они обязались нанимать для работы над фильмами и шоу. Студии сохранили за собой право использовать ИИ для создания или модификации сценариев, но ИИ при этом не получит статус соавтора произведения, поэтому гонорарам сценаристов ничего не грозит. Писатели, со своей стороны, сохранили право использовать ИИ при создании литературных работ.

Параметры соглашения киноактёров со студиями и стриминговыми сервисами не были обнародованы, но Гильдия киноактёров и их профсоюз, заявили, что документ включает «беспрецедентные положения о компенсации, которые защитят членов профсоюза от угрозы ИИ». Скорее всего, это означает, что актёры, по меньшей мере, получат компенсацию при цифровой генерации их образа или голоса.

Реклама на веке

Второй аспект защиты звёзд относится к судебной плоскости. Группа авторов, среди которых Джон Гришэм, автор романа «Фирма»* и десятков других триллеров, и Джордж Мартин, автор сериала «Игры престолов», подала иск против OpenAI, который при поддержке Microsoft создал ChatGPT, утверждая, что чат-бот абсорбировал их работы без разрешения и выплаты авторских отчислений. Другие истцы, включая Universal Music Group, крупнейшую в мире звукозаписывающую компанию, обвиняют ИИ-компанию Anthropic, инвесторами которой выступают Amazon и Google, в том, что она таким же образом использует тексты песен.

Технологические компании утверждают, что обучение ИИ-модели на произведениях, защищенных авторским правом, равносильно добросовестному использованию. По словам Мэтью Сага, профессора в области ИИ из Университета Эмори, ИИ не копирует книгу, «как летописец в монастыре», а учится на ней, как студент.

Вдобавок к инициированным судебным процессам, власти тоже решили начать регулировать эту сферу. В конце сентября Джо Байден подписал указ, устанавливающий основные правила разработки ИИ. Бюро по авторским правам США начало анализ ИИ-сферы.

Есть риск, что страны включатся в гонку за создание наиболее благоприятной нормативной среды для развития ИИ-компаний, предупреждает один из инсайдеров в музыкальной индустрии. Другие, эксперты ссылаются на прошлые технологические потрясения и видят возможность для компромисса.

Когда появился музыкальный стриминг, мы заняли оборонительную позицию, признаётся высокопоставленный руководитель звукозаписывающей компании. Потребовалось десятилетие, чтобы лейблы поняли, что эта технология полезна для бизнеса, и стали договариваться с платформами потокового вещания. На переговоры с ИИ-компаниями уйдет меньше половины этого времени, прогнозирует он.

Кто выиграет и проиграет от ИИ-технологии, когда будет создана законодательная база? На первый взгляд, главные звезды окажутся наиболее уязвимыми. ИИ помогает обывателям сократить разрыв с самыми одаренными артистами. ИИ уже помогает людям в наиболее далеких от творчества областях, например в службе поддержки клиентов, сотрудники которой с доступом к чат-боту стали работать на 35% эффективнее.

*
Организация футбольных болельщиков «Фирма» футбольных фанатов «Поколение» (запрещена в РФ решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 14.06.2018)
Реклама на веке
Запрещенная российская нефть попадает в цепочку поставок Пентагона Рост рынка электрокаров до $57 трлн к 2050 году порождает очаги напряженности