В роли де Голля
Объявление о создании Малороссии, в первую очередь, призвано повысить статус самого Захарченко. Отныне он претендует на то, чтобы предстать в двойном статусе – не просто руководителя самопровозглашенной ДНР, но и политического лидера, который возглавил процесс «переучреждения» всей Украины как государства. Недовольство официальным Киевом в регионах Украины растет – и среди местной власти, и среди населения. Объявив о Малороссии как точке сборки для всех регионов, Захарченко теперь сможет записывать себе в актив любые протестные акции под политическими и экономическими лозунгами в масштабах всей Украины (сам Захарченко говорит о 19 областях, но не поясняет, какие именно регионы он имеет ввиду).
В ракурсе Минских соглашений заявления Захарченко можно рассматривать как пример того, что терпение самопровозглашенных республик Донбасса лопнуло. Устав ждать, когда официальный Киев приступит к выполнению политической части «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», власти ДНР заявляют, что готовы самостоятельно возглавить процесс трансформации Украины в федеративное государство.
Как ни парадоксально, но Кремль тоже может извлечь бонусы из данной ситуации. В первую очередь, речь идет о возможности сыграть на повышение ставок в переговорах (тем более, только что официально появился канал Курт Волкер – Владислав Сурков). США вот уже три года разыгрывают комбинацию «Запад давит на Порошенко, но ничего не может поделать с Киевом, который не исполняет Минские соглашения». Хотя на самом деле посол США – это фигура №1, осуществляющая внешнее управление страной.
И в этой ситуации Кремль получает шанс дать зеркальный ответ в стиле «Захарченко – самостоятельный игрок. Если хотите, чтобы мы повлияли на него, предлагайте что-то взамен». Поэтому позитив данной ситуации состоит в том, что включается механизм взаимных уступок, который может сдвинуть выполнение Минских соглашений с мертвой точки.
Наконец, если рассматривать украинский кризис как составную часть сценария соперничества за Сирию, то бросается в глаза, что демарш Захарченко и руководителей ДНР прозвучал в один период с ударами США и коалиции их союзников по позициям правительственных войск в Сирии.
Без Царева в голове
Заметим, что президент Украины Петр Порошенко явно поспешил публично обрадоваться смерти «Новороссии», хотя этот проект «закончился» еще в 2014 году. Примечательно, что, несмотря на заявленные границы в масштабах всей Украины, территориально и политически проект «Малороссия» ближе не к Украине, а к «Новороссии». 25 мая 2014 года в гостинице «Шахтер плаза» в Донецке народный депутат Украины Олег Царев вместе с единомышленниками провел «Съезд народных представителей юго-востока».
Но если при подготовке организаторы говорили о Новороссии, то на съезде ограничились объявлением об учреждении общественно-политического движения «Народный фронт», что не помешало украинским СМИ радостно отрапортовать, что Царев сотоварищи заявили об учреждении именно Новороссии. С помощью «Народного фронта» Олег Царев с соратниками стремились выйти за рамки только Донбасса и создать площадку для объединения единомышленников из других регионов Украины. Скажем, президиум «Съезда народных представителей» формировался именно по региональному принципу: сам Олег Царев представлял Днепропетровскую область, Константин Долгов – Харьковскую область, Алексей Карякин – Луганскую область и т. д. Хотя организаторы расставили на столе таблички с именами Валерия Болотова и Игоря Маркова (по задумке, они должны были представлять Луганскую и Одесскую области соответственно), ни первый, ни второй в «Шахтер плаза» не явились.
Впрочем, «Народный фронт» просуществовал недолго, просто потому, что оппозиционный политический проект в тех условиях не имел шансов, поскольку не опирался на собственный аппарат насилия. Киевская власть задавила противников Майдана силовым путем, в одном только Харькове одним махом арестовав и отправив в тюрьмы СБУ около 200 человек. И, наоборот, ДНР и ЛНР смогли выстоять, сделав ставку на создание собственных вооруженных отрядов под названием «Народное ополчение Донбасса».
Собственный аппарат насилия – отличительная характеристика государства. Поэтому Захарченко, который опирается на собственный силовой ресурс, имеет больше шансов на реализацию своего политического проекта, какими бы недостатками он не отличался.
Олег Хавич, глава Института западно-украинских студий
Громкими заявлениями о создании «государства Малороссия» Александр Захарченко пытается избежать отставки, а если она все же произойдет — представить ее как «политические преследования» со стороны «недостаточно патриотичных» кругов в Кремле. Однако попытки быть «патриотичнее Путина» обречены на провал, о чем свидетельствуют ироничные комментарии как других руководителей ДНР, представителей ЛНР, так и кремлевских аналитиков, сопровождающих процесс поддержки Донбасса со стороны России.
Захарченко последовательно идет путем Царева, который провозгласил создание «государства Новороссия», но сейчас практически забыт вместе со своим проектом. Но в том случае название хотя бы соответствовало истории и географии региона, который 200 лет назад был частью Новороссийской губернии России. Историческая же Малороссия — это нынешний центр и восток Украины, к которой Донбасс не имеет никакого отношения.
Андрей Золотарев, политолог, руководитель аналитического центра «Третий сектор»
К заявлению Захарченко о планах по созданию Малороссии нужно относиться довольно осторожно, и вот почему. В мире большой политики существуют позиции Штайнмайера, Тиллерсона, план Медведчука, формула Макрона - т. е. фигур весомых на международном уровне. А заявление господина Захарченко боюсь будет воспринято как некий полукурьез, как местечковые фантазии на геополитические темы.
Поэтому надо ориентироваться на программные позиции Минска («Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», - ред.), которые транслируют ведущие фигуры мировой политики - речь идет о выступлениях Владимира Путина, заявлениях Виктора Медведчука, предложениях Рекса Тиллерсона.
Вышеперечисленные политики говорят о выполнении таких пунктов Минских соглашений, как амнистия и отказ от уголовного преследования участников событий на юго-востоке, проведение выборов в Донбассе, особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, децентрализация полномочий Киева к местной власти. Заявляют о духе и букве Минских соглашений. Говорят о создании дополнительных структур для мирного урегулирования в Донбассе.
Показательно, что от этих политиков ничего о Малороссии мы не слышали. Поэтому идея Захарченко, скорее всего, так и останется геополитическим курьезом.