В прошлом году так называемый налог на углерод уже поднял во Франции стоимость дизельного топлива и бензина соответственно на 7,6 и 3,9 цента за литр. В январе стоимость моторного топлива вновь должна повыситься.
Предполагалось, что эта мера поможет сократить зависимость страны от автомобилей, использующих ископаемое топливо, это было одним из усилий по сокращению выбросов и снижению воздействия на климат. Более того, это было шансом для президента Франции Эммануэля Макрона доказать, что политик способен на трудное решение, когда речь идет о борьбе против глобального потепления.
Но теперь его правительство уступило давлению и пообещало приостановить рост налога как минимум на 6 месяцев, в связи с чем возникают вопросы: что это означает для борьбы с глобальным потеплением во Франции и какое послание заключается в этом для остального мира?
Протесты стали в некотором смысле неожиданностью. В большинстве своем французы верят в антропогенные изменения климата. По опубликованным в начале года результатам Европейского общественного опроса, почти 94% граждан страны считают, что изменения, по крайней мере, частично, обусловлены человеческой деятельностью, 73,7% считают это влияние вредным. Для сравнения, в Британии результаты опроса составляют соответственно 91% и 66%. И только 60% американцев верят в то, что происходят климатические изменения, и люди играют в этом свою роль, об этом сообщается в докладе Мичиганского исследовательского центра.
Налог на топливо должен был склонить водителей меньше использовать свои автомобили или переключиться на электричество.
Почему же активизировались протесты против политики снижения углеродных выбросов? Многие утверждают, что люди на улицах протестуют не против экологических целей налога. Причины были гораздо более серьезными, за недели до начала событий. «Очевидно, что причиной для начала выступлений желтых жилетов был так называемый углеродный или топливный налог, - поясняет Франсуа Жемен, специалист по геополитике среды в парижском университете SciencesPo. – Но я не уверен, что отсрочка налога их успокоит, большинство из них вообще против налога».
Действительно, один из лидеров желтых жилетов почти как эхо повторяет его слова. «Объявленные сегодня меры нас абсолютно не удовлетворяют по той простой причине, что они не идут достаточно далеко, - заявил Бенжамин Коши корреспонденту ВВС. – Французский народ хочет полного политического преобразования. Он хочет изменить происходящее за последние 30 лет. Мы по горло сыты ростом налогов и снижением качества общественных услуг».
Однако защитники окружающей среды предупреждают, что кампания против налога может закончиться ущербом для всего, что достигнуто на пути к экологичному обществу. «Закрыть глаза на экологию – не тот способ, чтобы выйти из политического кризиса, который мы переживаем, - предупреждает в своем заявлении французская политическая партия «Европа Экология Зеленые». – Экология не должна стать жертвой неверного выбора правительства».
Президент Макрон проявил себя как смелый реформатор, раскритиковав президента США Дональда Трампа за отказ подписать Парижское соглашение по климату. Его высказывание «сделаем планету вновь зеленой» - перефразированный слоган Трампа «сделаем Америку вновь великой» сразу же стало популярным.
Президент Польши Анджей Дуда на этой неделе на совещании по климату COP 24 под эгидой ООН, ссылаясь на повышение топливного налога во Франции, заявил, что стратегия по климату не может быть осуществлена против воли людей.
Распространено мнение, что протесты стали результатом того, каким образом налог был создан, а не того, по какой причине. «Решение французского премьер-министра… демонстрирует, что правительство переворачивает дело с ног на голову и ставит телегу впереди лошади, - заявил на конференции COP 24 Пьер Канэ, представляющий Всемирный фонд дикой природы. - Углеродный налог должен сопровождаться процессом, более согласованным и как можно более всеохватывающим». С ним согласен г. Жемен, указывающий на то, как три года назад при всеобщем взаимодействии было достигнуто Парижское соглашение. «Макрону следует применять те идеи, которые были на COP 21 в 2015 году, тот же принцип «снизу вверх», но он в значительной мере президент, действующий «сверху вниз».
Протесты выявили многие перемены, в которых нуждается Франция, считает Лорлэ Лимузэ из Сети действий в защиту климата. «Это признак того, что наше общество сильно зависит от ископаемого топлива и системы транспорта, основанной на легковых автомобилях», - говорит она, добавляя, что следует избавляться от этого пагубного пристрастия. Лимузэ надеется на то, что это окажется всего лишь неверным шагом на пути к более экологичной экономике.