18+
  1. Жить теперь будем по концепции

Жить теперь будем по концепции

Жить теперь будем по концепции
Минэкономразвития (МЭР) внесло в правительство обновленный вариант концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Об этом вчера сообщил директор департамента стратегического управления и бюджетирования МЭР Олег Фомичев.

По его словам, это ведомство разработало три варианта развития экономики России до 2020 года. Самый оптимистичный вариант предполагает развитие экономики в два этапа. Первый – на 2008-2012 годы, в течение которого произойдет накопление потенциала для дальнейшего прорыва, уже в 2012-2020 годах.

На первом этапе планируется значительно улучшить ситуацию в демографической сфере. Предполагается, что численность населения к 2020 году достигнет 146 млн. человек. Поставлена также задача снизить к 2015 году инфляцию до 4,55%, а к 2020 году – до 3% в год.

К концу первого этапа должно быть завершено также формирование национальной инновационной системы, которая на втором этапе позволит перейти российской экономике на современные принципы развития - использование новейших технологий в топливно-энергетическом комплексе, в промышленном производстве, сфере коммуникаций и создание разветвленной транспортной системы.

Согласно концепции, экономика должна выйти на устойчивые темпы развития примерно по 6,5% в год. Это позволит нарастить к 2020 году ВВП, превышающий ВВП 2007 года в 2,2-3,2 раза. Россия при этом должна войти в число стран с наибольшим ВВП на душу населения. Если этот показатель в 2007 году составлял $13,9 тыс., то к 2020 году он должен достичь $30 тыс., а к 2030 году - $50 тыс.

Развитие на основе инновационной системы в отличие от использования топливно-энергетического комплекса характеризуется устойчивостью к колебаниям мировых цен на энергоносители и сырьевые товары, а также к ухудшению общемировой динамики и усилению глобальных дисбалансов в торговой и финансовой сферах.

Для достижения уровня инфляции 3% к 20020 году, отмечается в концепции, необходимо довести денежную массу с 28,3% ВВП, как это было в 2006 году до 70-75% ВВП в 2020 году. Это позволит Банку России эффективно регулировать денежный рынок и ограничивать инфляцию. К тому же должны многократно возрасти отношения уровней банковского кредитования экономики, капитализации российских компаний, стоимости российских корпоративных облигаций и собранных страховых премий к ВВП.

При выполнении этих задач Россия станет международным финансовым центром. При этом МЭР считает, что роль государства в финансировании экономического роста должна возрасти. По мнению специалистов МЭР, в долгосрочной перспективе повышается роль госбюджета в решении важнейших стратегических и социальных задач, а также в финансовом обеспечении инновационного развития страны.

По мнению независимых экспертов, в концепции достаточно профессионально описаны ограничения и угрозы социально-экономическому развитию страны на период до 2020 года, также вероятностные сценарии развития экономики. Однако, по их мнению, для реализации указанных в концепции параметров необходима разработка более конкретной программы действий. А это у МЭР всегда было слабой стороной, подчеркивают аналитики.

В то же время эксперты обращают внимание на то, что концепция начинала разрабатываться еще два года назад, а с того времени ситуация с темпами роста и инфляцией значительно ухудшилась, а вот коррекции на изменение ситуации МЭР не сделало. Например, инфляция на уровне 3% характерна для высокоразвитой экономики, да и то в стабильной экономической ситуации.

Аналитики отмечают также то, что во время заметного экономического подъема, чего хочет добиться руководство страны, неизбежен и повышенный уровень инфляции, а в разработанной концепции Минэкономразвития пытается сбалансировать и высокие темпы роста, и низкую инфляцию. Но на практике развитых, да и развивающихся стран, такого никогда не было и едва ли это вообще возможно.

Кроме того, эксперты заметили, что намеченный переход к инновационному развитию в концепции практически никак не определен в том плане, что неизвестно, кто будет в нем заинтересован. Получается, что кроме государства стать локомотивом в таком переходе некому. Но ведь государство при решении задачи такого масштаба просто не выдержит нагрузки.

На развитие инновационных центров, научных организаций, подготовку хорошо обученных специалистов, финансирование как фундаментальных, так и прикладных исследований потребуются такие гигантские деньги, которых в госбюджете и фондах у государства просто нет. Их невозможно будет аккумулировать, даже если обложить нефтегазовый сектор высокими налогами и обобрать до нитки все другие секторы экономики. Словом, считают эксперты, концепция – это хорошо, но нельзя забывать и о том, что реальная жизнь зачастую ломает любые изящно составленные концепции.