В частности, руководитель Федерального агентства Росжелдор Игорь Ромашов заявил, что нельзя создавать новую грузовую компанию как дочернюю структуру монополиста. По мнению чиновника, новая компания должна работать в общегосударственных интересах, а не в интересах материнской компании.
В последнее время РЖД развило бурную деятельность. Эта структура начала клонироваться на различные дочерние предприятия. Причем схема работает всегда одна: вначале, внутри РЖД, создается дирекция по какому-либо виду деятельности, а затем она трансформируется в акционерное общество. Как сказал Веку эксперт, попросивший не упоминать его имя, обычно подобная технология применяется, когда есть намерение уйти от налогов или перенаправить прибыль. Понять руководство Росжелдора можно. До нынешнего времени в России работало несколько независимых операторов грузовых перевозок. Консолидация этого вида услуг в руках монополиста позволит ему диктовать свои тарифы.
Напомним, что по планам РЖД ОАО Грузовая компания РЖД должно быть создано в 2007 г. как обычный оператор и 100%-ная дочка РЖД. Монополия планирует передать ей 531 914 грузовых вагонов (почти 80% парка) на 171 млрд. руб. и 1,8 млрд. руб. живых денег. По оценке Morgan Stanley, капитализация новой дочки составит $6,4-8,9 млрд. В 2008-2009 гг. РЖД рассчитывает провести ее IPO, разместив до 49% акций. Между тем, еще не создав новую структуру, действия монополиста уже вызывают массу недовольства как со стороны частных компаний, так и со стороны государственных ведомств.
Так, 20 октября 2006 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала ОАО РЖД нарушившим п.1 ст.5 Закона О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Нарушение выразилось в ограничении перевозчиком ОАО РЖД погрузки лесных грузов в полувагонах путем издания телеграммы и распоряжения. Подобные действия, исходя из текста телеграммы, были вызваны необходимостью вовлечения в перевозочный процесс специально оборудованных платформ для перевозки лесных грузов и выполнением установленного ОАО РЖД плана погрузки лесных грузов на платформы. В ходе рассмотрения дела установлено, что специализированный подвижной состав (платформы с дополнительным съемным оборудованием для перевозки лесных грузов) фактически отсутствует у перевозчика, т.к. он сдан им в аренду третьим лицам.
Создание другой дочки РЖД также вызывает ряд вопросов. В планах монополиста выделить дирекцию пассажирских перевозок в отдельную компанию, передав ей парк пассажирских вагонов. По этой схеме РЖД будет своей же структуре продавать локомотивную тягу, а та, в свою очередь, - услуги по перевозке граждан. В результате есть вероятность риска накрутки тарифов. Пассажирская компания сможет устанавливать отдельные цены на так называемое дополнительное обслуживание, отказаться от которых будет невозможно.
Уже сейчас РЖД включает в оплату за билет стоимость белья, что по мнению руководителя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, является навязываемой услугой. Появись новая пассажирская компания, она сможет в стоимость билета включать такой вид навязчивого сервиса, как питание. Кстати, такая схема была уже опробована на некоторых поездах маршрута МоскваСанкт-Петербург. Следующий ребенок, который вскоре должен появиться у монополиста, - это концерн, в который передадут вокзалы. С этой целью создается дирекция железнодорожных вокзалов. Никому не надо объяснять, каким доходным может быть этот бизнес. Одна аренда торговых площадей принесет вокзальной фирме большие деньги.
Понятно, что у РЖД есть свой взгляд на развитие отрасли. И она его планомерно продвигает. Например, на днях железнодорожниками было объявлено о создании 32 пригородных пассажирских компаний (ППК). В настоящее время уже существует четыре такие компании на Западно-Сибирской железной дороге: ОАО Экспресс-пригород, ОАО Кузбасс-пригород, ОАО Омск-пригород, ОАО Алтай-пригород. Как говорится в пресс-релизе РЖД, совет директоров одобрил создание 6 пригородных компаний: ОАО Центральная ППК - Павелецкое направление Московского узла (г. Москва, Московская обл.), ОАО Свердловская ППК (Свердловская область), ОАО Краспригород (Красноярский край), ОАО Экспресс Приморья (Приморский край), ОАО Санкт-Петербург Витебская ППК - Витебское направление Санкт-Петербургского узла (г. Санкт-Петербург) и Волгоградтранспригород (Волгоградская область).
На первый взгляд, идея кажется довольно неплохой. Региональные администрации получают 50-процентную долю в этих структурах, а другую часть ценных бумаг - РЖД. Логично, что областное руководство будет вкладываться в развитие пригородных перевозок и, соответственно, получать прибыль. Ведь монополист постоянно говорит об их убыточности. Однако на примере уже существующих ППК видно, как РЖД может компенсировать свои потери. Так, в 2004 году убытки ОАО Экспресс пригород (Новосибирск) только от перевозки школьников и студентов возросли на 13,1 млн. рублей. А из бюджета области на компенсацию расходов этой компании было направлено 50 миллионов рублей.
Между тем, из официального сайта Экспресс-пригорода видно, что фирма, помимо всего прочего, занимается еще и туристическим бизнесом, а именно организацией горнолыжных туров, с доставкой клиентов, туристическим поездом. Неизвестно, сотрудничает ли дочка РЖД с какой-то фирмой, но на этот вид бизнеса нужна лицензия. А если таковой нет, то, возможно, какая-то фирма неплохо зарабатывает на совместном предприятии. А область продолжает компенсировать расходы убыточной компании.
Вчерашнее совещание в Минтрансе так и не расставило все точки над i. Агентство Росжелдор продолжает настаивать на конкурентном рынке перевозок. А РЖД утверждает, что сам рынок к этому не готов. Получается, что к нему готов только монополист, который создает невиданное количество своих клонов. А, может быть, руководство компании ждет, когда все уляжется и можно будет пустить своих детей в свободное плавание?
Когда-то прежнее МПС (предшественник РЖД) в лице Николая Аксененко многие ругали за создание множества мелких фирм, которые кормились от железнодорожников. Помнится, даже возбуждались уголовные дела. Теперешнее руководство РЖД создает структуры со 100-процентной госсобственностью. Только вот возле них все также продолжают зарабатывать деньги коммерческие структуры.