Здесь же размещаются автопарк, киноконцертный комплекс, административные здания и своя парковая зона.
Будущий «Мосфильм» был создан на базе Первой и Третьей кинофабрик Госкино, которые были образованы в 1919 году при национализации киноателье, принадлежавших русским кинопромышленникам Александру Ханжонкову и Иосифу Ермольеву.
В 1923 году эти две кинофабрики стали единым производством. Здесь начались съемки первого полнометражного фильма «На крыльях ввысь» (режиссер Борис Михин). Впервые этот фильм зрители увидели 30 января 1924 года. Именно этот день и считается днем основания «Мосфильма».
За прошедшие годы на «Мосфильме» было снято около 2 тыс. полнометражных фильмов. На студии в разное время работали такие известные режиссеры, как Сергей Бондарчук, Эльдар Рязанов, Андрей Кончаловский, Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Карен Шахназаров, Александр Довженко, Владимир Наумов, Юлий Райзман, Григорий Чухрай, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Никита Михалков, Станислав Говорухин, Элем Климов и другие.
Для съемок картин на «Мосфильме» изготавливаются открытые декорации, которые потом разбираются. А вот декорация «Старый город ХIХ века», установленная на территории «Мосфильма», как сообщает РИА «Новости», насчитывает уже более 20 лет. Ее соорудили для фильма «Всадник по имени Смерть», но потом успешно использовали при съемках десятков картин - «Крылья над Берлином», «Статский советник», «Мертвые души», «Елки 1914», «Доктор Живаго», «Анна Каренина» и других. При этом образ городов собирательный, здания нередко перекрашивают, меняют фасады и заменяют вывески. Именно так можно получить Берлин, Лондон или Париж. Случается, что с разницей в несколько дней снимают Россию и Германию 1980-х – начала 1990-х годов, как было, например, на съемках сериала «ГДР».
Примечательно, что в павильоне «Дом костюма и реквизита» хранится почти полмиллиона разных предметов от одежды, мебели и декора до ретротранспорта, которые используются при съемках фильмов. Есть у «Мосфильма» и своя военно-техническая база в подмосковном Алабино, где находится военная техника: танки, пушки и иное вооружение.
А вот пластический грим индивидуален, каждый день он новый. Тоненькую резиновую маску актеру наклеивают как вторую кожу. И каждый день она новая. Для того, чтобы сделать, например, маленькие усы, гримеру потребуется не менее двух часов, а на создание густой мужской бороды уходит несколько дней, если же требуется парик, то это уже недели труда. И так во всем. Создание фильма – это кропотливый труд сотен людей, которые остаются за кадром, их работа на первый взгляд и не видна, но она необходима, чтобы для зрителя была создана реальная атмосфера того времени, которое отражено в фильме. Зритель видит на экране актеров, декорации, обстановку, а для того, чтобы все это появилось, приходится трудиться десяткам людей.
При съемках зачастую используются муляжи, а также гипсовые или выполненные из папье-маше фигуры. Многим полюбился фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Блюда на царском пиру, которые зритель видит в кадре, - мастерски выполненная имитация. Здесь только «заморская» икра – настоящая, а красная и черная «икра» выполнена так, чтобы никто не заподозрил подделку.
В 1998 году генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» был назначен Карен Шахназаров, который с 1973 года работал здесь сначала ассистентом режиссера по актерам, а затем в качестве художественного руководителя возглавил творческое объединение «Старт» при «Мосфильме». В интервью РИА «Новости» он не без гордости заявил, что «сейчас студия никому не уступает по уровню технологий, а некоторые и превосходит. В производственном смысле «Мосфильм» сегодня – одна из лучших студий мира, а в Европе – однозначно лучшая».
На снимке: генеральный директор киностудии «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Фото: https://iz.ru
Между тем, Шахназаров признался, что если брать творческий уровень, то в настоящее время киностудия уступает тому «Мосфильму», который был полвека назад, когда он пришел сюда. По его мнению, золотой век «Мосфильма» и советского кино приходится на 60-е, 70-е и 80-е годы прошлого века. В те годы, по словам Шахназарова, здесь работали фантастические мастера, атмосфера была творческая, генерировалось огромное количество невероятных художественных идей.
Примечательно, что «Мосфильм» находится на самофинансировании. Ремонт, закупка современного оборудования, заработная плата – все это финансируется из заработанных средств. Денег от государства, по словам Шахназарова, никогда не просили и не получали. Он уверен в том, что студия должна быть рентабельной, а вот кино – необязательно. «Тарковский был выдающимся мастером, - отметил Шахназаров, - но не был рентабельным режиссером».
Сотрудники киностудии жалеют разве что о том, как пишут «Известия», что у них нет собственных цехов и мастерских, где можно было бы изготавливать костюмы, исчезла со временем и кузня. Современные технологии приводят к тому, что вытесняют ремесленников, а в результате утрачивается и ремесло. Возможно, что эта задача будет решена в нынешнем столетии.
В последние годы, по словам Шахназарова, активно развивается YouTube-канал «Мосфильма», на который подписано 6 млн. пользователей и на котором регистрируются миллионы просмотров фильмов из стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья. В неделю приходит до 160 тыс. зрителей из США. В основном просмотры с субтитрами, а это значит, что смотрят иностранцы. Настоящий бум просмотров фиксируется в Индонезии и на Филиппинах, хотя с этими странами никаких кинематографических связей «Мосфильм» не имел. Так что советское и российское кино пользуется спросом в мире.
Международные контакты сохраняются и в настоящее время, хотя участвовать в фестивалях стало почти невозможно. Сейчас картины продаются. В качестве примера Шахназаров привел фильм «Хитровка», который купили американцы, а в Бразилии этот фильм уже продублировали и в марте планируют выпустить в широкий прокат. Пользуются спросом картины таких маститых режиссеров, как Андрей Тарковский и Михаил Калатозов. Недели «Мосфильма» прошли во многих странах мира, был организован показ «Хитровки» в центральном кинотеатре Рима. Мосфильмовские картины смогли посмотреть зрители в Уругвае, Болгарии, Перу, Никарагуа и Аргентине. И везде были получены хорошие отзывы. Выходит, что настоящее искусство, а наши фильмы и советские, и российские таковыми и являются, запретить никакими санкциями невозможно.