Аналитики КГИ изучили карьеры глав российских городов после ухода с должностей. В докладе «Особенности ротации корпуса мэров в современной России», изученном РБК, говорится, что для нынешнего мэрского корпуса характерны три черты: высокий риск открытия уголовного дела, не слишком высокий образовательный уровень и минимальное количество женщин на постах градоначальника – всего 7,3% действующих мэров. Впрочем, в 2008 году мэров-женщин и вовсе было менее 2%.
В среднем за 10 лет в большом российском городе меняется 3 мэра: в 109 попавших в мониторинг центрах субъектов федерации и городских округах в 2009-2018 годах сменилось 359 руководителей. Больше всего шансов с должности мэра пересесть в кресло вице-губернатора или министра регионального правительства – такая рокировка ожидала 21% отставных градоначальников. Еще 12 бывших мэров стали губернаторами, а 8% перешли в федеральный парламент. В частности, 14 из них удалось завоевать думские мандаты, а 6 были делегированы сенаторские полномочия. Еще 5% бывших градоначальников ныне трудятся в федеральных исполнительных ведомствах. 12% бывших мэров строят бизнес, 5% стали депутатами местных парламентов, а 3% отошли от дел и находятся на заслуженном отдыхе.
15% мэров завершили муниципальную карьеру не столь оптимистично – в отношении них были возбуждены уголовные дела. Общаться со следователями пришлось 39 отставным градоначальникам, причем лидирует по числу мэров с уголовным шлейфом Алтайский край – 3 человека. Впрочем, до суда доходят не все дела, а только 62%. Из них половина фигурантов отправилась в колонии, а половина – отделалась условными сроками. В отношении еще 13% бывших мэров дела были закрыты, еще 26% дел находится в производстве. Соавтор доклада Андрей Максимов полагает: мэры попадают в поле зрения следствия и в результате антикоррупционной борьбы, и вследствие конфликтов между местными элитами.
Эксперт также указывает, что победа на прямых выборах не гарантирует мэру долгую и успешную карьеру в вертикали власти. Как показывает опыт, больше шансов получить повышение у мэров городов, где прямые выборы не проводятся, и градоначальников избирают на конкурсной основе специальные комиссии, после чего их выбор должны одобрить муниципальные депутаты. Как правило, победители таких конкурсов имеют лучшие отношения с элитами и региональным руководством, поясняет Максимов.