Почему оффшорная McKinsey имеет преимущество на консалтинговском рынке В своем обращении в адрес секретаря Общественной палаты (ОП) Александра Бречалова главный московский транспортник вдруг предлагает установить преференции консалтинговым компаниям, являющимся российскими юридическими лицами с участием российского капитала, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это тем более странно, что до недавнего времени Ликсутова рассматривали, как лоббиста подозрительных зарубежных консалтинговых фирм, давно уже чувствующих себя в Москве, как дома и паразитирующих на сомнительных бюджетных тратах.
В частности, "Известия" связывают такую кардинальную ломку чиновничьего мировоззрения с тем, что ранее депутаты Госдумы выражали недовольство работой заммэра Москвы по вопросам транспорта именно из-за чрезмерных трат дептранса и его структур на иностранных консультантов. В частности, в нижней палате парламента были возмущены тем, что американская компания McKinsey постоянно выигрывает конкурсы по развитию транспортной системы в столице.
В письме в ОП Ликсутов предложил установить обязанность заказчика осуществлять закупки у российских консалтинговых компаний (РКК) в объеме не менее определенного совокупного годового объема закупок консалтинговых услуг. Самим РКК следует установить размер обеспечения заявки не более 2% начальной (максимальной) цены контракта. По общему правилу размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн рублей — 1% начальной цены контракта.
Столичный чиновник предложил установить обязательность предоставления РКК преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта от 10 до 15%.
Все эти идеи Максим Ликсутов предложил секретарю ОП вынести на общественное обсуждение с участием экспертов и представителей власти.
— Российские компании должны иметь неоспоримый приоритет над иностранными в работе на территории Российской Федерации. Развитие российских консалтинговых и экспертных организаций, ведущих научных профильных транспортных высших учебных организаций даст необходимый импульс к оптимизации действующих инициатив не только в транспортной отрасли, но и в других секторах, — отметили в пресс-службе департамента транспорта Москвы.
Летом 2014 года, депутат Госдумы Евгений Федоров предложил законопроект, который полностью запрещал консалтинговым компаниям с иностранным участием обслуживать органы государственной власти и госкомпании. Однако этот документ пока не принят парламентом.
Российские компании и органы власти в последнее время не раз подвергались критике за активное сотрудничество с иностранными консультантами.
Причем именно Максим Ликсутов и его дептранс были замечены при активном привлечении западных консультантов, в том числе McKinsey & Company. В 2014 году у депутатов вызвал возмущение тот факт, что компания постоянно выигрывала конкурсы по развитию транспортной системы Москвы, заказчиком которых был департамент Ликсутова. Особенно тогда возмутил законодателей тендер по улучшению имиджа московского метро на 227 млн рублей.
Конкурсы на право сотрудничать со столичной мэрией McKinsey не раз выигрывала на безальтернативной основе. Наблюдатели подмечали, что некоторые условия госзакупок были «идеально прописаны под конкретную компанию». Среди таковых блогеры уже называли конкурс на концепцию функционирования смарт-карты, прошедший в 2013 году. Заявка на него поступила только от McKinsey. Запуском нового носителя занялось ООО «Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс» по контракту с подведомственным департаменту Максима Ликсутова ГУП «Мосгортранс».
По заказу департамента транспорта американцы разрабатывали программу развития московского такси, как и программу общественного транспорта столицы в целом. Для «Мосгортранса» компания разрабатывала стратегию повышения операционной эффективности. Сумма контрактов — несколько сотен миллионов рублей.
Один из замов Максима Ликсутова Алина Бисембаева при этом несколько лет трудилась именно в McKinsey. Этот факт ее биографии отражен в справке на сайте ведомства. А сам Ликсутов работал с McKinsey еще до прихода в мэрию, занимая высокие посты в крупных транспортных компаниях.
В ОП сказали, что инициатива главы дептранса может оказаться вдвойне полезной. Во-первых, с точки зрения национальной безопасности, во-вторых, поддержит РКК как отрасль.
— Нет ни одной страны в мире, где наши консультанты занимали бы ведущую позицию или какую-либо часть рынка. Тогда как в нашей стране почти все крупные консалтинговые проекты достаются иностранцам. С точки зрения властей будет экономически выгодно и целесообразно из расчета безопасности дать преференции отечественным компаниям, — сказал член ОП Владислав Гриб.
В ОНФ, где Александр Бречалов является сопредседателем центрального штаба, также поддержали предложение чиновника.
— ОНФ всегда высказывался за поддержку закона о запрете участия офшорных компаний в госзаказе. И данная инициатива о преференциях в пользу российских консалтинговых компаний — очередная мера в поддержку отечественного бизнеса, — сказал руководитель проекта «За честные закупки» ОНФ Антон Гетта.
Правда, депутат Евгений Федоров сомневается, что Максим Ликсутов искренне печется о защите российского бизнеса.
— Вначале Ликсутов играл по внешне управляемым правилам. Отсюда и взялась в свое время американская компания McKinsey. Как только он почувствовал, что ветер может поменяться и вчерашнее сотрудничество с американским агентом, коим является McKinsey, ставящая перед собой задачу ликвидации России, может быть расценено в отношении его как уголовное преступление, он, как умный человек, развернул ситуацию и стал обкладываться письмами, которые, если что, он сможет предъявить и заявить, что он всегда боролся за развитие отечественного бизнеса. Он человек хитрый и понимает, куда ветер дует.