100 лет со дня рождения великого композитора Дмитрия Шостаковича
Сегодня отмечают 100-летия со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, выдающегося композитора современности. Отличительные черты его стиля интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность.
Громадный объем, высочайший уровень творчества Шостаковича - это не только вклад в судьбу и историю отечественной музыки, но и вклад в развитие мировой культуры.
Творчество Шостаковича то превозносилось властью, то подвергалось резкой критике. Его симфонии, в особенности Пятая и Седьмая, а также ряд фортепианных сочинений получили признание во всем мире. Первая симфония, тепло встреченная критикой после премьеры, осуществленной оркестром Ленинградской филармонии в 1926 году, вскоре приобрела известность и за пределами страны. Вторая симфония оказалась гораздо менее удачной, и композитор направил свои усилия на оперный жанр. Но и первый его опыт в этой области Нос, по фантастической повести Гоголя, продемонстрировавший и театральное чутье, и сатирическое дарование автора, все-таки не был шедевром. Шостакович продолжал много работать, и к тридцати годам в его творческом портфеле имелось множество опусов. Первый балет Шостаковича, Золотой век, пользовался большим успехом. Его вторая опера - Леди Макбет Мценского уезда по повести Лескова с мрачным, кровавым сюжетом, блестяще прошла на премьере в Ленинграде 22 января 1934 года.
В 1936 году Шостакович подвергся разгрому в печати за отсутствие простой и понятной мелодии и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой. Этот суровый приговор, опубликованный на страницах центральной советской газеты Правда, некоторое время служил препятствием для исполнения музыки Шостаковича, однако прекрасная Пятая симфония, впервые сыгранная оркестром Ленинградской филармонии 21 ноября 1937 году, реабилитировала ее автора. Шестая симфония появилась в 1939 году, а работа над знаменитой Седьмой была начата в осажденном Ленинграде в 1941 году. В 1942 году Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение, в котором, как следует из более позднего высказывания композитора, он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом как войны, так и сталинского террора. Продолжением ее идей стала Восьмая симфония.
Симфонизм Шостаковича дает интереснейшие примеры использования классического наследия бытовых жанров, массовых песен. Одиннадцатая симфония 1905 год и Двенадцатая симфония 1917 год. Продолжением и развитием наследия Л.В. Бетховена стала Тринадцатая симфония, написанная на стихи Е. Евтушенко. Сам автор говорил, что в его Четырнадцатой симфонии использованы идеи песен и плясок смерти Мусоргского. Важная веха - поэма Казнь Степана Разина 1964 год, она стала кульминацией эпической линии в творчестве Шостаковича. Четырнадцатая симфония соединила достижения камерно-вокального, камерно-инструментального и симфонического жанров. На стихи Ф. Гарсия Локи, Т. Апполинаро, В. Кюхельбекера и Р.М. Рильке создано глубоко философское, лирическое произведение. Завершением большой работы по развитию симфонического жанра явилась Пятнадцатая симфония 1971 года, которая объединила все лучшее, что было достигнуто на различных этапах творчества Дмитрия Шостаковича.
Телевидение отметит 100-летие Шостаковича:
Смотрите сегодня на телеканале Культура.
В 19:50 телезрители увидят Наталью Бессмертнову и Ирека Мухамедова в первом балете Дмитрия Шостаковича Золотой век. Постановка Юрия Григоровича. Съемки проходили в 1983 году в Большом театре. Вступительное слово Николая Цискаридзе.
В этот же день в 21:55 в эфире - премьера документального фильма Мой Шостакович. Вспоминают о композиторе и размышляют о его творчестве Михаил Ростропович, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Геннадий Рождественский, Денис Мацуев, Алексей Ратманский. Использованы архивные киносъемки, запечатлевшие Владимира Немировича-Данченко и Евгения Мравинского, репетицию Геннадия Рождественского, на которой присутствовал Шостакович. Многие хроникальные материалы будут показаны впервые. И, конечно, звучит музыка Дмитрия Шостаковича. Съемки проходили в Москве, Баку и Мюнхене.
Афоризм: Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта - нет творчества.
Досье Век:
Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 в Санкт-Петербурге. В 13 лет поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по фортепиано у Л.В. Николаева, по гармонии у Н.А. Соколова и по композиции у М.О. Штейнберга. Уже в годы учения сочинил Первую симфонию, которая, вместе с тремя Фантастическими танцами для фортепиано, стала его первым опубликованным произведением. Шостакович был удостоен звания Народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР, премии им. Сибелиуса, Международной премии мира. Почетный член академий и университетов многих стран мира.
Симфония 1 - это произведение было написано Шостаковичем в 19 лет.
Симфония 5 - эталонное исполнение симфонической музыки Шостаковича. Именно Мравинский дирижировал первым исполнением симфонии в 1937 году.
Симфония 9 - сюита из оперетты Москва-Черемушки - легкое и остроумное произведение, созданная рукой великого мастера.
Соната для альта и фортепиано - последнее произведение Шостаковича, впервые прозвучавшее уже после смерти композитора.
Умер Шостакович в Москве 9 августа 1975.
Творчество Шостаковича то превозносилось властью, то подвергалось резкой критике. Его симфонии, в особенности Пятая и Седьмая, а также ряд фортепианных сочинений получили признание во всем мире. Первая симфония, тепло встреченная критикой после премьеры, осуществленной оркестром Ленинградской филармонии в 1926 году, вскоре приобрела известность и за пределами страны. Вторая симфония оказалась гораздо менее удачной, и композитор направил свои усилия на оперный жанр. Но и первый его опыт в этой области Нос, по фантастической повести Гоголя, продемонстрировавший и театральное чутье, и сатирическое дарование автора, все-таки не был шедевром. Шостакович продолжал много работать, и к тридцати годам в его творческом портфеле имелось множество опусов. Первый балет Шостаковича, Золотой век, пользовался большим успехом. Его вторая опера - Леди Макбет Мценского уезда по повести Лескова с мрачным, кровавым сюжетом, блестяще прошла на премьере в Ленинграде 22 января 1934 года.
В 1936 году Шостакович подвергся разгрому в печати за отсутствие простой и понятной мелодии и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой. Этот суровый приговор, опубликованный на страницах центральной советской газеты Правда, некоторое время служил препятствием для исполнения музыки Шостаковича, однако прекрасная Пятая симфония, впервые сыгранная оркестром Ленинградской филармонии 21 ноября 1937 году, реабилитировала ее автора. Шестая симфония появилась в 1939 году, а работа над знаменитой Седьмой была начата в осажденном Ленинграде в 1941 году. В 1942 году Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение, в котором, как следует из более позднего высказывания композитора, он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом как войны, так и сталинского террора. Продолжением ее идей стала Восьмая симфония.
Симфонизм Шостаковича дает интереснейшие примеры использования классического наследия бытовых жанров, массовых песен. Одиннадцатая симфония 1905 год и Двенадцатая симфония 1917 год. Продолжением и развитием наследия Л.В. Бетховена стала Тринадцатая симфония, написанная на стихи Е. Евтушенко. Сам автор говорил, что в его Четырнадцатой симфонии использованы идеи песен и плясок смерти Мусоргского. Важная веха - поэма Казнь Степана Разина 1964 год, она стала кульминацией эпической линии в творчестве Шостаковича. Четырнадцатая симфония соединила достижения камерно-вокального, камерно-инструментального и симфонического жанров. На стихи Ф. Гарсия Локи, Т. Апполинаро, В. Кюхельбекера и Р.М. Рильке создано глубоко философское, лирическое произведение. Завершением большой работы по развитию симфонического жанра явилась Пятнадцатая симфония 1971 года, которая объединила все лучшее, что было достигнуто на различных этапах творчества Дмитрия Шостаковича.
Телевидение отметит 100-летие Шостаковича:
Смотрите сегодня на телеканале Культура.
В 19:50 телезрители увидят Наталью Бессмертнову и Ирека Мухамедова в первом балете Дмитрия Шостаковича Золотой век. Постановка Юрия Григоровича. Съемки проходили в 1983 году в Большом театре. Вступительное слово Николая Цискаридзе.
В этот же день в 21:55 в эфире - премьера документального фильма Мой Шостакович. Вспоминают о композиторе и размышляют о его творчестве Михаил Ростропович, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Геннадий Рождественский, Денис Мацуев, Алексей Ратманский. Использованы архивные киносъемки, запечатлевшие Владимира Немировича-Данченко и Евгения Мравинского, репетицию Геннадия Рождественского, на которой присутствовал Шостакович. Многие хроникальные материалы будут показаны впервые. И, конечно, звучит музыка Дмитрия Шостаковича. Съемки проходили в Москве, Баку и Мюнхене.
Афоризм: Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта - нет творчества.
Досье Век:
Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 в Санкт-Петербурге. В 13 лет поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по фортепиано у Л.В. Николаева, по гармонии у Н.А. Соколова и по композиции у М.О. Штейнберга. Уже в годы учения сочинил Первую симфонию, которая, вместе с тремя Фантастическими танцами для фортепиано, стала его первым опубликованным произведением. Шостакович был удостоен звания Народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР, премии им. Сибелиуса, Международной премии мира. Почетный член академий и университетов многих стран мира.
Симфония 1 - это произведение было написано Шостаковичем в 19 лет.
Симфония 5 - эталонное исполнение симфонической музыки Шостаковича. Именно Мравинский дирижировал первым исполнением симфонии в 1937 году.
Симфония 9 - сюита из оперетты Москва-Черемушки - легкое и остроумное произведение, созданная рукой великого мастера.
Соната для альта и фортепиано - последнее произведение Шостаковича, впервые прозвучавшее уже после смерти композитора.
Умер Шостакович в Москве 9 августа 1975.