В турецком правительстве заявили об окончании строительных работ на Трансанатолийском газопроводе. Топливо в него будет поступать из Азербайджана и поставляться в страны юго-восточной Европы. Россия в схеме поставок задействована не будет. Ветка начнет функционировать уже 30 ноября, заявил в беседе с газетой Daily Sabah глава турецкого Минэнерго и природных ресурсов Фатих Донмез, сообщают «Ведомости».
В Анкаре отмечают, что магистраль входит в число важнейших государственных проектов. Как ожидается, в церемонии пуска трубопровода примут участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев. Донмез полагает, что запуск новой магистрали гарантирует энергетическую безопасность европейских государств, которой они добивались на протяжении долгих лет. Турция при этом станет ключевым партнером и транзитером газа, отметил Донмез. Продолжением Трансанатолийского газопровода станет балканская ветка Южного газового коридора, составной частью которого он является. Коридор берет начало в Азербайджане и пройдет через Грецию и Албанию до Италии. Газопровод рассчитан на перекачку газа, добытого на азербайджанском месторождении Шах-Дениз, уточняет «Коммерсант».
«Газета.Ru» добавляет: протяженность турецкой магистрали составляет 1,8 тыс. км, а капитальные вложения в нее достигли $7 млрд. Длина же всего Южного газового коридора будет вдвое большей – 3,5 тыс. км, а смета – в 6 раз выше и составит $40 млрд. Первым был проложен Южно-Кавказский участок коридора, который прошел через азербайджанскую и грузинскую территории. На Балканах ветка перейдет в Трансадриатический газопровод. Строительство Южно-Кавказского участка было завершено еще в 2006 году, европейская же часть ветки, как ожидается, будет сдана в следующем году. Не исключается и продление магистрали на восток – до Туркменистана, который теоретически также может экспортировать газ по Южному коридору.
Глава отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган в беседе с изданием отмечает: европейские политики позиционируют Трансанатолийский газопровод как альтернативу проектам «Газпрома». Однако другие аналитики полагают, что конкурировать с российским монополистом новая ветка не сможет. Они напоминают, что при мощности участка 16 млрд. кубометров в год Турция будет отбирать 6 млрд. кубометров, соответственно, европейские потребители получат только 10 млрд. кубометров. Для сравнения, в прошлом году «Газпром» продал европейским потребителям более 200 млрд. кубометров.
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев, в свою очередь, поясняет: это значит, что новая ветка может лишить «Газпром» части экспорта, но не слишком значительной. Кроме того, пока непонятно, сколько газа сможет закачивать в ветку Азербайджан, который на данный момент не обеспечивает собственные внутренние потребности, докупая часть топлива в Иране. Коган добавляет, что конкурентом «Газпрома» Южный газовый коридор станет только в случае закачки в него туркменского газа, а также увеличения мощности до проектной, которая составляет 60 млрд. кубометров в год. Соответственно, угрозой для российского монополиста является не магистраль как таковая, а ее продление до Туркменистана. Николаев отмечает, что помешать в реализации этого шага способна Россия, запретив прокладку трубы по дну Каспийского моря, статус которого пока не урегулирован. Кроме того, согласно нормам Третьего энергетического пакета Евросоюза только 50% мощности Южного газового коридора сможет заполнять один экспортер газа, в данном случае Азербайджан. На оставшуюся мощность совершенно законно сможет претендовать тот же «Газпром», поясняет эксперт.
Старший аналитик Rusenergy Михаил Крутихин* подтверждает: власти Азербайджана прежде заявляли, что готовы к присоединению к проекту новых участников. А Коган полагает, что «Газпрому» следует опасаться конкуренции не со стороны трубопроводных проектов других стран, а со стороны американского сжиженного природного газа. Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов, в свою очередь, подчеркивает, что сейчас его цена с учетом транспортных затрат значительно выше стоимости трубопроводного топлива. Однако с учетом технологического прогресса СПГ будет дешеветь и уже к 2030 году может стать дешевле газа из трубопроводов, полагает эксперт.