Антимонопольный номер

Как уже сообщал «Век», московские отельеры будут держать ответ перед Федеральной антимонопольной службой России за нарушение российского законодательства. Антимонопольщики начали расследование в отношении ряда владельцев столичных гостинниц.

ФАС подозревает отельеров в необоснованном повышении цен на проживание в номерах во время проведение в Москве конкурса «Евровидение».

По мнению ФАС, представители гостиничного бизнеса вступили в сговор относительно повышения тарифов на проживание в гостиницах. Если данный факт будет доказан, то нарушителям грозит штраф до 15% от годового оборота. Однако, как выяснил «Век», вина за сложившуюся ситуацию лежит не только на представителях гостиничного бизнеса, но и на правительстве Москвы, которое не создало в столице достаточное количество гостинниц эконом-класса.

В общей сложности тариф на проживание в сутки в Москве увеличился для туристов на 20-30%, а в иных гостиницах и более. К примеру, одноместный номер в «Президент-отеле» достиг цены в 14,5 тыс. рублей, что на 4,5 тыс. рублей больше чем ранее. Гостиницы «Будапешт» и «Петр I» увеличили цену с 6 тыс. рублей до 8,85 тыс. рублей и с 14,8 тыс. рублей до 16 тыс. рублей соответственно.

Реклама на веке

Такая ценовая политика не устроила ФАС, и ведомство возбудила дело в отношении ОАО «Будапешт» (владеет гостиницами «Будапешт» и «Петр I»), ООО «Моспромстрой отель менеджмент» (владеет отелями Holiday Inn), а также ФГУП «Президент-отель». Однако, вполне вероятно, что не только эти компании будут привлечены к ответственности, так как ФАС направила более 50 запросов в другие столичные отели, что может намного увеличить число участников дела.

По мнению экспертов, такое положение дел, как повышение стоимости услуг гостиничной сферы, а также нехватка номеров эконом-класса вызвано тем, что в свое время было снесено много гостиниц, построенных во времена СССР. Тем самым Москва лишилась существенной доли от общего объема номеров для среднего класса. Примечательно, что на месте сносимых гостиниц в большинстве случаев планируется возводить комфортабельные четырех и пятизвездочные отели, недоступные широкой публике.

В Москве большинство гостиниц, которые отвечают международным стандартам, принадлежат к категории четыре-пять звезд. Гостиницы, чьей ценовой политикой в данное время занимается ФАС, относятся именно к этому уровню. Самый дешевый номер в этих отелях стоит около $350 в сутки. Объем же предложения в трехзвездочных гостиницах едва ли превышает 7,5 тыс. номеров. Этого явно недостаточно для Москвы, которая намерена принять у себя в период проведения конкурса «Евровидение» примерно 300 тыс. человек.

«По мере сноса московских туристических отелей дефицит номеров эконом-класса будет расти. Массовый снос гостиниц уже возмущает туроператоров. Ликвидация 3 тыс. номеров при существующем дефиците отелей туркласса чревато существенным снижением потока туристов. За последние несколько лет в Москве не появилось ни одного нового отеля туристического класса. Если городские власти хотят развивать туризм, им впору задуматься над тем, как решить проблему дефицита номеров класса «три звезды», - заявила представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

Как выясняется, последствия ликвидации дешевых гостиниц весьма выгодно и для отелей премиум-класса, которых в Москве предостаточно, и для столичных властей. Ведь в связи с сокращением числа дешевых гостиниц иностранцам приходится останавливаться в более дорогих, а руководство этих отелей вполне может повышать цены, диктуя свои ценовые условия. Отметим, что московское правительство также имеет свой пакет акций в четырех и пятизвездочных отелях, и имеет свой доход от монополизма дорогих отелей.

Все это и вызывает бурю недовольства со стороны туроператоров, а также ФАС. Причем, сами владельцы гостиниц считают претензии ФАС необоснованными, ссылаясь на то, что повышение цен происходит из-за того, что на дворе летний сезон.

В свою очередь антимонопольная служба в лице начальника управления контроля социальной сферы и торговли Тимофея Нижегородцева сообщает, что такое положение дел не должно происходить, так как «на фоне кризиса упал турпоток, поэтому странно, что гостиницы повышают цены и при этом ссылаются на сезонность».

«В Москве сегодня свои двери держат открытыми лишь 180 гостиниц, в то время как в Лондоне ежедневно ждут постояльцев порядка 1000 отелей, а в Париже эта цифра доходит до 1500. Масштабная деятельность столичного правительства в сфере обновления гостиничного фонда первопрестольной существенно сократила количество гостиничных номеров в городе, способных принять постояльцев. Дефицит на этом рынке составляет несколько десятков тысяч номеров. Безусловно, сегодня гостиничный рынок - это рынок продавца, который диктует свои ценовые условия», - отмечает гендиректор Hotel Consulting & Development Group Александр Лесник.

Заметим, что московское правительство и утвердило генеральную схему размещения гостиниц в Москве, в соответствии с которой до 2010 года в столице планируется построить отели почти на 62 тыс. мест. Однако, речь идет главным образом только о пятидесяти проектах, которые сконцентрированы в центре города, а также на северо-востоке и западе столицы. При этом заявлено, что большая часть новых гостиниц будет соответствовать стандарту «три звезды». Однако аналитики сомневаются в том, что намерения московских властей будут воплощены в жизнь, так как механизм реализации гостиничных проектов непродуман, и, скорее всего, Москва снова пополнится гостиницами в пять звезд.

«Сейчас в центре столицы трудно найти участок под строительство объекта коммерческой недвижимости по цене меньше двух тысяч долларов за квадратный метр. В таких условиях строить отели «три звезды» просто невыгодно. Стоимость земли не может превышать 15-20% от стоимости проекта. Максимум - $10 тыс. из расчета на один гостиничный номер в трехзвездочном отеле. Это предел. В Москве же стоимость земли иногда доходит до 50% от суммы совокупных инвестиций - это подрывает экономическую целесообразность проектов», - сообщил «Веку» президент девелоперской компании «ГВА Сэйвер» Камерон Сойер.

Вероятно, что сроки реализации таких глобальных проектов сильно растянутся, либо проект будет пересмотрен полностью. Тем более, что девелоперских компаний, которые специализировались бы на гостиничном бизнесе, в Москве практически нет. В таких условиях инвестиции в сферу гостиничного бизнеса для девелоперов не до конца понятны и прозрачны, так московские чиновники вместо того, чтобы приложить усилия к формированию открытого рынка, навязывают его участникам свои особые правила игры.

Реклама на веке
Кремль укорачивает «Газпрому» поводок? Почта снова дорожает