Издание ознакомилось со статистикой Аналитического центра НАФИ, а также подсчетами Российского союза автостраховщиков. Согласно им, в минувшем году суды обязали компании, предоставляющие услуги гражданского автострахования, выплатить по страховым статьям 13,142 млрд рублей. При этом сумма нестраховых выплат оказалась выше – 13,159 млрд рублей. Эти деньги причитается выплатить лицам, которые понесли при ДТП сопутствующий урон, включительно с моральным ущербом, и гражданам, которые фигурировали в авариях в статусе автомобильных туристов. Впервые в истории нестраховые выплаты составили больше половины от общей суммы компенсаций по ОСАГО.
Истребованием нестраховых компенсаций, как правило, занимаются автоюристы. Они оперативно прибывают на место аварии, и, пользуясь сложным эмоциональным состоянием участников, заручаются их автографами на документах, в соответствии с которыми юристы выполняют посредническую функцию в переговорах и судебных тяжбах со страховыми компаниями. Также водители подписывают доверенность, по которым мошенник в дальнейшем получает все деньги по страховке. В результате автовладельцы либо не получают компенсацию вовсе, либо довольствуются ее частью, зато налоги вынуждены платить за всю назначенную судом сумму.
Начиная с нынешнего года, активность и возможности автоюристов должны пойти на убыль, полагают участники рынка. Глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс напомнил, что с 28 апреля вступил в силу закон, согласно которому автомобилистам, которые приобрели полисы после этой даты, при попадании в аварию будут предлагать натуральную форму компенсации, то есть ремонт транспортного средства.
Юргенс напоминает, до принятия закона автоюристы превратились в организованные сообщества мошенников, доказать вину которых крайне затруднительно. А участники рынка говорят, активность мошенников сделала продажу полисов ОСАГО нерентабельной. Как отметили в компании «Согласие», в отдельных субъектах в прошлом году в качестве компенсаций по ОСАГО было выплачено втрое больше, нежели уплачено владельцами полисов. Тем не менее, прогнозирует Юргенс, ввиду того, что на руках у россиян имеется много старых ОСАГО, кардинально ситуация улучшится только к середине следующего года.