У агентств по продаже авиабилетов, по всей видимости, начинаются непростые времена - «Аэрофлот» и «Трансаэро» дружно направили посредникам телеграммы, в которых «категорически запрещают» продажу билетов по ценам ниже, чем на официальных сайтах авиакомпаний. Если агентства продолжат демпинговать - авиаперевозчики обещают разорвать с ними отношения.
При этом «Аэрофлот» ограничился лишь установлением минимальной цены билета, а компания «Трансаэро» запретила предоставлять пассажирам скидки за счет комиссионных вознаграждений. По словам самих продавцов, которые приводят некоторые СМИ, подобные письма можно квалифицировать как навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора. Например, представитель OZON.travel говорит, что телеграммы компаний не имеют никакой юридической силы, а каждое агентство вольно самостоятельно решать, как реагировать на данное обращение, пишет РБК daily. Однако он не стал уточнять, каковы планы его агентства по соблюдению условий авиакомпаний.
По словам гендиректора Biletix.ru Александра Сизинцева, которые приводит BFM, с точки зрения продаж на рынке и потребителя это решение - не лучший шаг. Ведь сейчас за счет разных маркетинговых акций потребители могут купить любой билет дешевле, а теперь, выходит, ценник будет одинаковым (на сайте «Аэрофлота» и на сайте любого онлайн-агентства), и, скорее всего, покупатель сделает выбор в пользу бренда авиакомпании. В этом случае работа агентства вообще теряет смысл.
Антидемпинговую программу в «Аэрофлоте» объясняют опасением повторения истории с Eviterra. В начале января, напомним, шесть тысяч билетов, проданных на сайте компании, были аннулированы - продавец не расплатился с консолидатором «АвиаЦентром», который и заказывал бронь у перевозчиков.
«Очевидно, что на рынке билетов появилась тенденция постепенного избавления от посредников, - пояснил «Веку» экономист Алексей Вязовский. - И ситуация с Eviterra только ускорила события. Банковские пластиковые карты, покупки через Интернет - все эти инновации все больше проникают в массы населения и делают услуги агентов просто ненужными. Представляется, что чем больше людей будут покупать билеты напрямую у перевозчиков через веб-сайты, тем чаще будут банкротиться агенты, которые сейчас выживают исключительно за счет скидок за большие обороты. Но обороты будут падать объективно - это общемировой тренд».
По мнению руководителя аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, волевые и нерыночные решения в перспективе позволят урегулировать ту или иную критическую ситуацию и сбить накал страстей, но не более того. «Реальные же решения любых проблем, связанных с эффективностью авиационного бизнеса, кроются в создании условий для развития рыночных механизмов - свободной конкуренции, саморегулирования рынка и тому подобного», - пояснил эксперт «Аргументам.ру».
Интернет-сервисы действительно могут предоставлять авиабилеты по более низким ценам - они работают с авиакомпаниями не напрямую, а через консолидаторов, которые дают продавцу доступ к своей билетной базе от разных авиакомпаний и за счет больших объемов получают у авиакомпаний более выгодные условия. В то же время «Аэрофлот» (который является лидером по объему продаж через онлайн-агентства) зачастую обвиняют в изначально завышенных ценах на услуги, топливный сбор и так далее, а теперь авиакомпания и вовсе, видимо, решила избавиться от конкурентов.
При этом крупнейший российский авиаперевозчик, похоже, крайне непоследователен. Напомним, в 2011 году «Аэрофлот» засветился в коррупционном скандале с туроператором «Санрайз Тур», чьи интересы лоббировал коммерческий директор компании Андрей Калмыков. После письма сотрудников турфирмы «Ланта-тур», которые сообщали о том, что названный топ-менеджер якобы отключил их от системы бронирования билетов «Аэрофлота» (а это привело к дефициту оборотных средств и довело туркомпанию до коллапса), даже проводились аудиторские проверки.
В ходе торгов на блоки мест перед началом летнего сезона-2010 особые привилегии также получили «Санрайз Тур» и «Пегас Туристик», хотя они представили не самые сильные предложения. Тогда возмутился и глава TEZ-tour Владимир Каганер, который направил письмо в адрес тогдашнего помощника президента Аркадия Дворковича и указал: именно его фирма стала одним из инициаторов и активным участником электронных торгов, однако «Аэрофлот» «в одностороннем порядке и без всяких оснований стал изменять результаты выигранных лотов и цены».
Вышло так, что в то время крупнейший российский перевозчик, по сути, стал обслуживать интересы турбизнеса (в лице двух названных компаний) себе в убыток. Однако тогда «Аэрофлот» почему-то не возмущался этим фактом. Впрочем, этот парадокс выяснился, когда стало известно, что ранее господин Калмыков возглавлял собственную турфирму - «Санрайз», а затем переоформил все активы на свою мать и супругу Оксану. Причем, данные о внесении указанных изменений можно было отследить в Государственном реестре юридических лиц и в базах Росстата, то есть будущий «аэрофлотовец» не особо скрывал этот факт.
«Пегас Туристик» также пользовался особым расположением «Аэрофлота» - в марте 2011 года авиаперевозчик по заказу этого туроператора планировал выполнить два рейса в революционный Египет, хотя российский МИД и рекомендовал воздержаться от полетов в эту страну. Но, похоже, «Аэрофлот» готов был даже поругаться с министерством в интересах «Пегаса».
А в 2010 году случился скандал с чартерными рейсами на Кипр. Российский авиамонстр заявил, что не допустит на это направление никого из конкурентов, в итоге компания «Трансаэро» подала иск в суд, требуя обуздать аппетиты «Аэрофлота». Оказалось, все дело в том, что на кипрском направлении тогда начал работать «Пегас», хотя эти чартеры и не представляли какого-то особого интереса для самой авиакомпании.
Иными словами, крупнейший авиаперевозчик страны, по сути, работал в интересах ограниченного круга лиц, а вовсе не россиян. В чьих интересах «Аэрофлот» действует сейчас, запрещая продавать билеты с дисконтом и фактически убивая рынок посредников?
Как говорит эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров, вопрос о том, почему «Аэрофлот» не возмущался историями с турфирмами, нужно задать прокуратуре. «Как вопросы и по многим другим аспектам деятельности «Аэрофлота», - пояснил эксперт «Веку».
Что касается требований авиакомпаний к операторам по продаже билетов, то, как говорит Захаров, эти требования неправомочны, поскольку посредники ставят ту цену, какую хотят. «Другое дело, что сейчас после этого скандала с Eviterra перевозчики стараются поменьше связываться с внешними структурами. Во-первых, чтобы обезопасить себя от повторения таких историй, во-вторых, для того, чтобы снизить собственные издержки за счет агентской платы, - полагает эксперт. - Трудно сказать, к чему это приведет, потому что я, честно говоря, не слишком хорошо представляю себе экономику этих агентств. Ясно, что они живут за счет комиссионной платы, но проблема заключается в том, что на самом деле авиакомпании продают им билеты не по той цене, по которой они продают на собственных сайтах пассажирам. Ясно, что в системе продажи билетов они пользуются оптовыми скидками, у них билеты дешевле. И онлайн-продажи компаний и агентств по издержкам не отличаются. И вроде бы это в интересах пассажиров, потому что авиакомпании тоже понимают - чем ниже цена, тем выше продажи, выше наполняемость салона, то есть, если цены таким путем снизятся, то перевозчики тоже внакладе не останутся. Но агентства, естественно, пострадают, они понесут финансовые потери».
Сообщается, что к делу готова подключиться и Федеральная антимонопольная служба, если продавцы билетов обратятся с жалобой на нарушение закона о защите конкуренции. Но привлечь к ответственности виновных можно будет лишь после того, как будет доказано, что авиакомпания занимает доминирующее положение, а эти действия могут повлечь недопущение или устранение конкуренции, говорят юристы. Некоторые агентства заявляют о том, что все же будут снижать цены, когда это возможно, но, безусловно, привлекательных предложений для россиян станет меньше. Зато «Аэрофлот», видимо, хорошо заработает на этой новости.