Сейчас аэропорты – лакомый кусок, который, как показывает практика, достается бизнесу, аффилированному чиновникам топ уровня. Воронеж не стал исключением, губернатор Гордеев инициировал смену собственника стратегического объекта. После реконструкции ВПП за федеральные деньги личный доход собственников аэропорта вырастет в 1,5 раза. Мимо такого куша Гордеев пройти не смог.
Мало кто обратил внимание весной этого года на публикации в воронежской прессе о готовности ЗАО «Авиационная компания «Полет» продать часть своих акций «Воронежавиа» бюджету – Воронежской области. А ведь фактически речь шла ни больше ни меньше как о национализации стратегического объекта. Эксперты, включая главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, только руками разводили, комментируя инициативу, исходящую из аппарата губернатора. Непонятно, что регион планировал делать, заполучив в собственность ОАО «Воронежавиа».
Собственных средств на развитие аэропорта у области при дефицитном бюджете как не было, так и нет, а частные инвесторы с недавних пор обходят Воронежскую область стороной. Нет, бизнесмены вежливо объясняли, что пассажиропоток в воронежском аэропорту небольшой, что аэропорт из-за этого убыточен. Но дело не в этом. До перестройки аэропорт пропускал до миллиона пассажиров в год, и текущий показатель в 300 тыс. пассажиров вполне можно за несколько лет подтянуть до этой цифры. Дело в том, что никто не хочет заходить с деньгами в бизнес, к которому проявил интерес клан Гордеевых.
«Мы предлагали рассмотреть на заседании облдумы вопрос привлечения частных инвестиций в транспортную инфраструктуру в целом, и в аэропорт в частности, но сверху жестко дали понять – не надо. А варианты были. Например, «Базэл-Аэро», компания, специализирующаяся на строительстве, реконструкции и эксплуатации аэропортов, которой было поручено построить олимпийский аэропорт в Сочи, в поисках новых инвестпроектов изучила ситуацию в Воронеже, провела консультации. Но поняв положение дел, даже не стала формулировать предложение властям, посчитав это бессмысленной тратой времени», – рассказал на условиях анонимности один из членов профильного комитета Воронежской областной думы.
Выступить открыто против Гордеева никто не решился, но местные элиты дали понять, что будут резко против двухходовой комбинации «национализация аэропорта за счёт воронежского бюджета – приватизация аэропорта в интересах Гордеева и его сына». «Гордеев чётко понимает, что время его пребывания в Воронеже ограничено решением Кремля. Сколько дадут просидеть в мягком кресле – столько просидит. Учитывая, что в Воронеж его назначил Медведев, снять его могут в любой момент, с недавних пор люди из медведевской команды стремительно теряют свои позиции. На выборы Гордеев ни за что не пойдет, слишком много за ним накопилось дел, с которыми в публичную плоскость лучше не соваться. Поэтому он и его сын играют в короткую – максимально быстро поставить под свой контроль финансово интересные объекты, снять прибыль, а потом либо управлять ими через оффшорки, либо просто продать. Воронежские политики и бизнесмены, которые, в отличие от Гордеева, никуда валить не собираются, несколько раз предупреждали губернатора о своём неприятии его бизнес-правил. Один из таких случаев касался как раз покупки аэропорта. В итоге глава региона на открытый конфликт не решился, и схему пришлось менять», – пояснил ход событий один из воронежских политтехнологов.
Запасной вариант был реализован спустя несколько месяцев – в июле. Блокирующий пакет акций собрали следующим образом. 45 процентов акций у «Полёта» выкупила финансовая компания «Аксиома». Как рассказал гендиректор «Воронежавиа» Андрей Шагунов, 19,6 процентов акций «Воронежавиа» находились в собственности авиакомпании «Полёт», а 25,54 процента акций принадлежали компании WAL Ltd, зарегистрированной на Бермудских островах. Ещё 4,94 процентов изначально находились в собственности Воронежской области. Складываем все пакеты акций вместе и получаем искомые 50,08 процента – дело сделано, аэропорт сменил хозяина!
К слову, ещё до того как идею консолидировать блокирующий пакет акций в подконтрольном Гордееву бюджете отыграли назад, областные власти обращались к ещё одному крупному акционеру «Воронежавиа» компании ООО «СекьюритизИнвестГрупп», которая контролирует долю в воронежском аэропорту в размере 35 процентов. Эмиссары Гордеева предлагали эти акции продать Воронежской области, но сделка не состоялась – в «Полёте» успели сориентироваться быстрее.
Как оказалось, к лету 2013 года «Полёт» был уже рад сбросить с себя обузу управления воронежским аэропортом. Губернатор Алексей Гордеев успел начать пиар-компанию против «Полёта», несколько раз выразив неудовольствие тем, как «Полёт» управляет аэропортом. «Если я начну действовать более напористо, как ряд бизнесменов сразу закричат о том, что я вмешиваю административный ресурс, что власть всё отбирает, что это рейдерский захват. Но мне бы очень хотелось, чтобы собственники поняли, что это не мнение губернатора, а мнение народа», – предупредил однажды владельцев аэропорта Гордеев, общаясь с прессой.
Не забыл губернатора пригрозить и обращением в ФАС. Намёк был услышан, и «Полёт» пошёл навстречу пожеланиям главы региона. Отметим ещё, что международный аэропорт «Воронеж» являлся основным активом компании «Воронежавиа», которую в свою очередь контролировала воронежская авиакомпания «Полет». Фактически управление аэропортом не соответствовало основной деятельности собственника – организации авиаперевозок. Таким образом, сбросив акции аэропорта, «Полёт» разом избавил себя и от наездов сверху, и от непрофильного актива.
Но если для «Полёта» аэропорт – непрофильный актив, то что же говорить об «Аксиоме», специализирующейся на финансовых, строительных, архитектурных, девелоперских и риэлторских проектах? Эффективно управлять аэропортом – сложнейший бизнес, которым в России владеют единицы. Здесь в первую очередь важен опыт. Почему «Аэропорты регионов» из ГК «Ренова» в последнее время побеждают на одном конкурсе за другим? Потому что единственными в России поставили строительство терминалов и последующее управление аэропортами на поток. Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Пермь – внушительный список. А что за спиной у «Аксиомы», которая обещает вывести аэропорт на уровень «лучшего в Центральном Черноземье»? Будет ли «Аксиома» вообще что-то вкладывать в аэропорт? Ответа на этот вопрос нет, есть только список потенциальных инвесторов, которых Гордеев не подпускал к аэропорту на протяжении последних трёх лет. Это канадская компанию SNC Lavalin, французская Business Bridge, российские «Новапорт» и «Кратос», немецкий концерна Siemens, турецкая компания Tepe Akfen Ventures, инжиниринговая корпорация «Трансстрой».
Одно из самых интересных предложений было сделано вскоре после того, как Гордеев возглавил Воронежскую область. Инвесторы хотели вложить в реконструкции аэропорта 112 млн евро – построить новый терминал площадью 45 тыс. кв. метров с пропускной способностью 2,5 млн человек в год. Напомним, что проект увяз в бюрократических рогатках. Злые языки уверяли, что Гордеев запросил «откат», но воронежцы в большинстве своём тогда этому слуху не поверили – доверие к губернатору ещё не было подорвано. «На этом фоне «Аксиома» в роли инвестора не вызывает ничего, кроме смеха», – поделился своим мнением один из воронежских финансистов.
Смех смехом, а смена собственника аэропорта ознаменовала появление в Воронеже ещё одного коррупционного симбиоза бизнеса и власти. Генеральный директор Финансовой компании «Аксиома» 37-летний Иван Кандыбин по совместительству трудится депутатом облдумы, куда он был избран в 2010 году – то есть в то время, когда Гордеев уже рулил в Воронеже и устанавливал на выборах свои фильтры. Причем Кандыбин не рядовой депутат – он возглавляет комиссию по градостроительной деятельности и земельным отношениям, входит в комиссию по бюджету, экономике, планированию, налоговой политике и инвестициям. Одним словом, на всю катушку лоббирует интересы своей компании.
Когда Гордеев понял, что вариант с национализацией и последующей приватизацией аэропорта не прокатывает, он стал искать варианты прикрыть свой интерес к «Воронежавиа» какой-либо частной структурой. Как сообщают наши источник, в «Аксиоме» от предложения стать прикрытием для Гордеева сначала отказались, хотя Гордеев настаивал на скорейшем проведении сделки – об этом писало Агентство бизнес информации Abireg.ru. В «Аксиоме» посчитали, что им хватит своего админресурса в лице основателя компании депутат Госдумы РФ Сергея Журавлёва, чтобы отбиться от губернаторского «принуждения к бизнесу». Не хватило. После отказа у «Аксиомы» начались проблемы.
15 апреля на заседании президиума правительства Воронежской области губернатор Алексей Гордеев высказался в пользу прозрачных схем, определяющих принадлежность отводимых под застройку земельных участков. «Нужно, чтобы все строители знали, что там, где у нас находятся скверы, парки и лесонасаждения, никаких строек больше не будет», – заявил губернатор, глядя в сторону Кандыбина. Публика рукоплескала. Шутка сказать, воронежский губернатор в «ручном режиме» спас от застройки очередную лесопарковую территорию! Воронежцам было невдомёк, что Гордеев просто использовал в качестве повода обращение жителей Северного жилого района, выступивших против строительного проекта «Аксиомы» на территории лесного массива.
Особую пикантность губернаторскому «заступничеству» придаёт тот факт, что ранее сам Гордеев приложил руку к смене статуса участка земли с рекреационной территории на жилую. Когда возникла необходимость надавить на «Аксиому», губернатор поддержал обвинение в отсутствии у застройщика разрешающих документов, заблокировал строительные работы, а когда добился от «Аксиомы» обещания выкупить акции «Воронежавиа», спустил дело с незаконным строительством в парке на тормозах. Дельце обделали в старых добрых традиция «ты – мне, я – тебе». «Аксиома» купила ненужный ей аэропорт в интересах Гордеева, а Гордеев согласился, что на месте будущей стройки «Аксиомы» растёт «чахлый кустарник», хотя на деле там стоит густой посаженный 40 лет назад лес, в котором живут белки и совы.
Тем временем стали известны причины, почему Гордеев хотел закрыть сделку не позднее начала августа. Дело в том, что осенью покупка обошлась бы куда дороже. В сентябре воронежский аэропорт впервые принял среднемагистральный самолет Boeing-737-800. Он почти вдвое тяжелее самолётов, которые летали в Воронеж до сих пор. Для его приема пришлось реконструировать взлетно-посадочную полосу. Работы, которые продолжались с 2011 года, были щедро оплачены из федерального бюджета. А вот сбор дивидендов с этих госинвестиций как раз и был тем лакомым кусочком, на который нацелилась семья Гордеевых. Кроме этого, воронежский аэропорт получил допуск Росавиации на регулярные рейсы в ОАЭ, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Армению и Азербайджан. По оценкам «Воронежавиа», два этих фактора уже в ближайшее время увеличат пассажиропоток на 25-30 процентов, а чистую прибыль собственников аэропорта (2,1 млн рублей в 2012 году) в 1,5 раза.
Ещё одним вариантом повышения прибыльности воронежского аэропорта рассматривается старое предложение ЗАО «Авиа Менеджмент Групп» (торговая марка Dexter) от 2011 года. Dexter был готов перебазировать свои авиатакси из Москвы в Воронеж, но тогда Гордеев заинтересованности в этом не проявил. Сейчас, когда появился прямой финансовый интерес, к разговору хотят вернуться. Компании хотят пообещать госконтракты, включая услуги санитарной авиации и авиации медицины катастроф. Впрочем, заманить Dexter в Воронеж будет сложно. В авиакомпании ещё не забыли, что не смогли найти общий язык с Гордеевым 2 года назад. К тому же сейчас они используют основным хабом московский аэропорт Домодедово, а вспомогательными хабами – Красноярск и Новосибирск.
Учитывая прогноз по росту пассажиропотока, Гордеев принял принципиальное решение реконструировать терминал, сообщают наши источники в аппарате губернатора. «Аксиома» объявила о реконструкции, нацеленной на реорганизацию потока пассажиров. Предполагается, что на первом этаже терминала будет находиться зона прилета, система регистрации и прием багажа, на втором — зона вылета внутренних и международных рейсов. Срок – до конца года.
Благодаря реконструкции аэропорт сможет увеличить свою пропускную способность с 80 до 200 пассажиров в час на международных линиях и со 180 до 400 пасажиров на внутренних рейсах. При этом гендиректор «Аксиомы» Иван Кандыбин пообещал, что реконструкцию здания аэропорта обойдётся «без бюджетных вливаний». Эксперты уже поставили слова Кандыбина под сомнение. Во-первых, завершение работ до конца года маловероятно из-за большого объема работ, а, во-вторых, аэропорту предстоит куда более серьёзный этап реконструкции – ремонт оставшейся части перрона и двух рулежных полос. Он растянется на 2-3 года и потянет на сумму порядка 1 млрд рублей – из федеральных бюджетных источников, само собой.
Таким образом, Гордеев и его сын заполучили под свой контроль воронежский аэропорт как раз в тот момент, когда он благодаря государственным инвестициям вышел на качественно новый уровень и гарантированно принесёт прибыль благодаря росту пассажиропотока. В принципе, такой махинацией никого не удивишь, но прокручивать их сейчас становится всё опаснее: в Кремле в условиях бюджетного дефицита стали считать каждую копейку, направляемую в регионы, и требовать с губернаторов отчёта об эффективности использования гострансфертов и субвенций. Вряд ли в Москве обрадуются, что многомиллиардные вложения в воронежский аэропорт в итоге выльются в личный доход семьи Гордеевых.
Александр Седунов