БАМу – 50! Полвека назад началось строительство очень важной для России Байкало-Амурской магистрали

БАМу – 50! Полвека назад началось строительство очень важной для России Байкало-Амурской магистрали
Фото: https://etosibir.ru
Накануне исполнилось 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В связи с этой датой президент РФ Владимир Путин направил поздравительную телеграмму всем, кто связан со строительством и эксплуатацией БАМа, которая опубликована на сайте Кремля.

По словам Путина, Байкало-Амурская магистраль «дала жизнь новым городам и поселкам, железнодорожным станциям, стала местом рождения смелых идей и замыслов». Именно БАМ, как отметил президент РФ, открыла для экономики России «перспективные, быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона». Как пишут РИА «Новости», в 2023 году на Восточном полигоне БАМа было перевезено более 288 млн. тонн внутрироссийских, а также внешнеторговых грузов. По этому пути грузы перевозятся в Китай, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Общая протяженность Байкало-Амурской магистрали составляет более 4,3 тыс. км от станции Тайшет и до Советской Гавани. Проходит магистраль по Восточной Сибири до Дальнего Востока, пересекая на своем пути 3 часовых пояса и 6 российских регионов. Именно БАМ является одной из крупнейших в мире железнодорожных магистралей.

БАМ пересекает 11 крупных рек, среди которых Амур, Лена, Витим, Бурея, Олекма и Селемджа, а всего на пути магистрали более 3,5 тыс. водотоков, через которые было построено 2230 больших и малых мостов. Самый высокий мост на магистрали получил необычное название из-за уникального-технического решения – это полукруглый виадук на Северомуйском обходе. Расположен он на характерных двухярусных опорах, высота его доходит до 35 метров. Мост такой конструкции - единственный в России. И получил он название – Чертов мост. В Тындинском округе под вторые пути БАМа возводится сейчас самый протяженный мост на Дальневосточной железной дороге – Нюкжинский. Его длина составит 392 метра.

Реклама на веке

Кроме того, магистраль проходит через 7 крупных горных хребтов, а для их преодоления было пробито 10 тоннелей, среди которых самые протяженные – это Северомуйский (15343 метра), Байкальский (6685 метров) и Кузнецовский (3890 метров). Самый длинный тоннель, который пробивали с двух сторон с мая 1977 года до марта 2001 года, а в эксплуатацию он был сдан в декабре 2003 года.

Но, пожалуй, одно из наиболее красивых мест на БАМе, да к тому же и довольно сложный участок дороги – это перевал Мурунин, высота которого составляет 1323 метра над уровнем моря. Перевальный участок имеет протяженность около 60 км. Работа тепловозных дизелей, которые сопровождают поезда как на подъёме, так и на спуске, на данном участке осложняется не только большой высотой самого перевала, но и относительно малым количеством кислорода. Поэтому неудивительно, что в таких сложных условиях строительство основной части дороги длилось более 12 лет, а именно с 1972 года по 1984 год.

Накануне в городе Тында, являющемся своеобразной столицей Байкало-Амурской магистрали, прошла грандиозная встреча ветеранов-строителей с нынешними работниками БАМа и молодежью. На железнодорожном вокзале в Тынде, как сообщает РИА «Новости», состоялась символическая «состыковка» эстафетных поездов, которые двигались из Хабаровска и Иркутска. В каждом праздничном составе в Тынду приехали по 160 ветеранов, которые строили БАМ. Кроме того, в Тынде был открыт памятник «Строители БАМа».

По воспоминаниям строителей БАМа, прокладывать Байкало-Амурскую магистраль было невероятно сложно, поскольку приходилось пересекать быстрые и широкие сибирские реки, вести прокладку железной дороги через горные хребты и непроходимую тайгу, а также по районам вечной мерзлоты… Однако комсомольцы 70-80-х годов справились с этой труднейшей задачей.

Для того чтобы как можно больше россиян и зарубежных гостей смогло познакомиться с тем, что же из себя представляет БАМ, в Государственном Историческом музее в Москве незадолго до полувекового юбилея Байкало-Амурской магистрали была открыта выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа».

По словам генерального директора музея Алексея Левыкина, этот проект будет интересен многим посетителям экспозиции, ведь здесь впервые представлены, как сообщает РИА «Новости», материалы, привезенные из последних экспедиций, которые организует Фонд развития науки и культуры «Таволга». В экспозиции представлены схемы поселков, макеты вокзалов, кинохроника, много архивных предметов и документов, связанных с историей строительства магистрали. Выставка будет работать до 1 сентября 2024 года.

БАМ – это важная часть истории нашей страны. В ее строительстве участвовало более 2 млн. граждан СССР из всех 15 республик Советского Союза.

Реклама на веке
К чему ведет активность ВСУ у границы Украины с Белоруссией? Двухдневное общение в Москве Владимира Путина и Нарендры Моди еще более укрепило российско-индийские связи