С 2020 года россиянам станет получать государственные услуги еще проще – кроме МФЦ, которые во многом облегчили жизнь гражданам, обращающимся к государству за различными справками и выплатами, бюрократическую систему Минэкономразвития намерен усилить банками. Именно там займутся выплатой пенсий и материнского капитала, регистрацией и снятием с учета страхователей, приемом налоговых деклараций, оформлением ИП и так далее.
Об этом «Известиям» заявил замминистра экономического развития Савва Шипов. По его словам, пока проект будут тестировать в шести российских кредитных организациях: Сбербанке, Россельхозбанке, ВТБ, Связь Банке, Газпромбанке и Тинькофф Банке. «За получение государственных услуг через банки с граждан не будет взиматься дополнительная плата. Кроме того, проектом постановления прямо предусмотрено, что данные, полученные банками в рамках предоставления госуслуг, запрещается использовать в иных целях, в том числе коммерческих», — подчеркнул Шипов. И, естественно, МЭР гарантировало безопасность личных данных россиян в рамках эксперимента.
Пилотный проект по внедрению данной системы будет проходить в Московской, Астраханской и Кировской областях, а также в Республике Башкорт*остан и в Санкт-Петербурге. Новая практика может привести к снижению нагрузки на многофункциональные центры (МФЦ), причем авторы инициативы подчеркивают, что она не потребует дополнительных расходов бюджета.
Планируется, что эксперимент по предоставлению госуслуг в финансовых организациях продлится два года. После его завершения в 2021 году Минэкономразвития представит в правительство доклад, на основании которого может быть принято решение о распространении практики на всю Россию.
Делегирование выполнения некоторых госуслуг банкам – нестандартный и достаточно позитивный ход, заявил «Веку» руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. В выигрыше, по его словам, могут оказаться все стороны. Государство разгружает свои службы и ускоряет оборот услуг, улучшает сервис их оказания, не неся дополнительных расходов, а, наоборот, экономя средства.
Граждане получают более разветвленную и приближенную к потребителям сеть точек доступа к данным услугам. Особенно это важно в небольших городах и сельской местности, где сложно организовать множество МФЦ. Тогда как банки есть практически везде, тем более, что ряд услуг может быть осуществлен ими дистанционно через Интернет.
Использование в этих целях именно банков вполне объяснимо, продолжает Гойхман. Они уже обладают необходимой инфраструктурой (офисы, коммуникации, транспорт и пр.), квалифицированным операционным персоналом и юридической службой. Ряд новых действий совершенно имманентен финансовым организациям – такие, например, как выплаты пенсий и материнского капитала. Крайне важно и то, что банки готовы выполнять данные функции за свой счет без задействования средств бюджета и населения. Для них позитивен и имиджевый эффект – «мы взаимодействуем с государством, оно нам доверяет», и возможности привлечения в свою орбиту новых потенциальных клиентов.
Опасения вызывает, как обычно, возможность потенциальных злоупотреблений банками дополнительной личной информацией об обращающихся к ним людях, считает аналитик. Но в условиях эксперимента особенно подчеркивается внимание к защите персональных данных и прямой запрет их использования банками для иных целей, прежде всего коммерческих под страхом исключения из списка оказывающих госуслуги. Однако это не препятствие кредитным организациям честно продвигать свои продукты среди дополнительных категорий населения.
Впрочем, если гражданин уже имеет опыт обращения в банки, то практически всю публичную информацию о себе так или иначе он уже сообщил, заявила «Веку» вице-президент РФИ банка Елена Чижевская. Однако, отмечает она, если финансовые организации возьмут на себя функции МФЦ, то получат данные и о составе семьи человека, получаемых им пособиях и выплатах. При отсутствии должного контроля со стороны государства банки вполне смогут использовать эти сведения при принятии решения о выдаче кредита или оформлении других банковских сделок. На данный момент все же неизвестно, какие ограничения будут действовать в отношение банков, чтобы не допустить спекуляции.
С другой стороны, клиентам будет удобно получить ряд услуг при посещении банка – оформить выплаты или получить консультацию. Число обращений в МФЦ с 2012 года по 2018 год упало с 3,1 до 1,8 раза. Это не значит, отмечает аналитик, что россияне стали реже пользоваться услугами, причина в том, что они стали оформлять документы через портал «Госуслуги», экономя время на визит в центры и ожидание в очереди.
Есть вероятность, полагает Чижевская, что и банки сделают аналог портала (с меньшим функционалом – таким же, какой планируется реализовать в офисах финансовых организаций – оформление ИП, регистрация в качестве страхователя, а также выплаты материнского капитала и пенсий) на своих сайтах.