Как сообщили агентству Рейтер источники в компаниях и независимые трейдеры, из Москвы в регионы были отданы соответствующие устные распоряжения. Значит, пишут блогеры, как только народ изберет президента Путина, цены на бензин резко взлетят.
Продавцы топлива в регионах утверждают, что получают устные указания от чиновников не менять ценники на АЗС страны. По данным Рейтер, с конца прошлого года самый массовый бензин АИ-92 на оптовом рынке подорожал на 33%. В рознице темпы роста втрое ниже – 10%, а к осени он почти остановился. «Мы хотели повысить цены, но нам велели «хотелки» умерить: Вы что, говорят, на носу выборы!», – сообщил сотрудник «ЛУКОЙЛа» в Волгограде, пишет «Независимая газета».
Правда, в правительстве утверждают, что не собираются давить на нефтяников. «Какие могут быть указания? Кому? Если речь идет о частных предприятиях, государство не может давать указания частным предприятиям… Разумеется, что какие-то ответственные действия в плане ценообразования принимаются, но это не означает, что даются какие-то указания. Принимаются меры регулирующего характера», – цитируют СМИ пресс-секретаря премьер-министра Дмитрия Пескова.
Однако представители некоторых НК продолжают утверждать, что власти все же рекомендовали заморозить цены на заправках «до особого распоряжения». «Кстати, интересно, насколько быстро после выборов цена на бензин вырастет до 40 рублей за литр? Я считаю, что процесс будет стремительным», - вопрошал блогер kondratiy еще в июле. «Бензин подорожает после выборов, а все слова Путина, что он против повышения цен на бензин, брехня, народная сказка про батюшку царя, который не знает об истинном положении вещей в государстве в наш век информации», - пишет пользователь «Сергей» на одном из форумов.
Впрочем, от негласного регулирования стоимости бензина государство может перейти к официальной практике. Министерство энергетики РФ уже грозит нефтяникам госрегулированием цен на бензин в случае роста его стоимости более чем на 10% за месяц. Это предложение включено в последний вариант закона «О нефти», который ведомство представило в правительство в июле.
Но пока неясно, каков будет инструмент регулирования, как будет определяться цена на топливо для разных регионов, отмечают «Ведомости» со ссылкой на представителя «ЛУКОЙЛа». При установлении «предельно допустимых цен» регулятор рискует не угадать справедливый уровень, добавляет заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин: «Это нерыночный механизм, ФАС инициативу Минэнерго не поддерживает».
Напомним, весной Минэнерго уже предлагало вводить госрегулирование в регионах, но тогда речь шла о 30% росте цены за месяц. В этом случае правительство должно было получать право устанавливать предельные уровни цен на срок до 90 дней. Против госрегулирования тогда выступали Минюст, ФАС и нефтяные компании.
Как пояснил «Веку» управляющий фондом «Финам Нефтегаз » Роман Беседовский, изменение процентной динамики роста цен на топливо, при котором государство будет вмешиваться в их регулирование, обусловлено тем, что увеличение стоимости бензина и дизтоплива в размере более 30% является слишком значительным в формировании потребительской инфляции.
«С другой стороны, и уровень в 10% является достаточно высоким, учитывая динамику потребительских цен на топливо в текущем году. Например, в мае, когда в стране разразился так называемый топливный кризис, темпы увеличения стоимости бензина в среднем по РФ составили 6,01% (по данным Росстата) – наибольший месячный показатель за текущий год. Таким образом, государство оставляет за собой возможность вмешиваться в политику ценообразования лишь в исключительных случаях, когда ситуация действительно близка к критической и требует оперативного вмешательства со стороны властей», отмечает аналитик.
Беседовский ссылается на официальный данные, согласно которым всего за январь-август 2011 г. средняя розничная стоимость бензина выросла на 13,2%, в то время как оптовая – на 14,9%. Среднемесячная динамика прироста цен, за исключением мая, в 2011 году составляла около 1%, более того, в феврале и марте регистрировалось даже незначительное снижение стоимости бензина.
«Режим «ручного управления» экономикой неплохо зарекомендовал себя в последние годы. Думаю, государству просто требуется рычаг, позволяющий официально вмешиваться в процесс ценообразования. Навряд ли оно будет злоупотреблять данной возможностью, но сам факт ее наличия способен оказать как минимум психологический эффект на розничный рынок», - говорит эксперт.
Беседовский напоминает, что, по всей видимости, механизмы регулирования министерством пока детально не проработаны. Более того, документу еще предстоит согласование с профильными ведомствами. «В случае если идея регулирования будет окончательно одобрена и законопроект будет принят, вполне возможно, что регулирование будет осуществляться региональными властями на конкретных локальных рынках, где будет зафиксирован рост цен на топливо. Скорее всего, будут создаваться некие профильные рабочие группы с участием представителей ведомств и участников рынка топливной розницы, в задачи которых будет входить мониторинг ситуации и принятие административных решений по сдерживанию топливной инфляции», - резюмирует аналитик.
Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша в интервью «Газете.Ru», однако, заявил, что регулировать розничную торговлю бессмысленно. «Розница всегда следует за оптом, и всегда есть определенная причина повышения цен, — говорит эксперт. — Правительство привыкло регулировать именно розницу: в конце 2010 года — начале 2011 года, когда выросли цены на топливо (в основном из-за повышения акцизов), власти «вручную» остановили рост цен, дав прямые указания компаниям. Это привело к наращиванию экспорта, который стал более выгодным, и, как следствие, к дефициту». Аналитик подчеркивает, что бороться следует с причиной роста цен, в частности, изменять налоговую политику в части акцизов.
К слову, россияне давно недоумевают, почему, даже когда мировые цены на нефть падают – цены на российских АЗС либо остаются на прежнем высоком уровне, либо растут. По мнению экспертов, нефтяники считают, что при таких высоких налогах, как в России, снижать стоимость бензина – значит работать себе в убыток. Следовательно, цены на бензин в России, вне зависимости от стоимости нефти, не снизятся, а скорее всего, будут расти в прежнем темпе.
«Сейчас главная действующая сила — падение рубля, и это не оставляет в стороне цены на нефть, - приводит еще одну причину аналитик Вадим Митрошин из компании «Открытие Капитал». - Закупочные цены НПЗ традиционно подстраиваются под курс доллара, так всегда было. Но в условиях, когда происходит медленная девальвация рубля, розничные продавцы начали устанавливать более высокие цены, чтобы гарантировать себе маржу и тем самым снять с себя инфляционные риски, которые могут полностью съесть маржу», — цитирует эксперта «Труд».
Митрошин считает, что даже если цены на нефть зафиксируются, а рубль перестанет падать, цены на бензин все равно догонит отложенная инфляция. Впрочем, в России есть еще один фактор, от которого зависят цены на АЗС – предвыборный популизм и послевыборные реалии…
Если привести данные за сентябрь: 30 рублей — по такой цене начали продавать бензин АИ-95 ряд заправок центральной России, при этом лидером роста оказалась Ивановская область. На $14 за баррель упали мировые цены на нефть марки Brent с начала сентября. И на 0,6% подорожало дизельное топливо в регионах России за последний месяц.