Уже в первый день следующего года россияне могут столкнуться с резким ростом цен на бензин. Произойти это может из-за не менее резкого увеличения ставки акцизного сбора на топливо – этот сбор государство повышает с 1 января 2019 года в полтора раза. К такому выводу пришли специалисты Счетной палаты, которой на данный момент руководит вице-премьер Татьяна Голикова, сменившая на этом посту Алексея Кудрина.
Разумеется, что для удержания цен на бензин на прежней отметке российским властям придется предпринимать ряд дополнительных мер. Иначе АЗС, которые вот уже несколько месяцев планомерно поднимают цены, повысят их еще больше. Эксперты даже выдвигают предположение о том, что на этом фоне в стране могут начаться массовые протесты.
В цифрах все выглядит вполне наглядно. К примеру, как сообщает информагентство ТАСС, ссылаясь на заключение аналитиков все той же Счетной палаты по проекту федерального бюджета на плановый период 2019-2021 годов, уже 1 января следуюшего года ставка акцизного сбора на бензин в России будет повышена до 12 374 рублей за каждую тонну вместо прежних 8 213 рублей. Повысятся также акцизы на дизельное топливо – новая ставка поднимется до отметки в 8 541 рублей, хотя сейчас сбор по этому виду топлива составляет всего 5 665 рублей за тонну.
Как считают специалисты Счетной палаты, снижение ставки акцизного сбора на автомобильное топливо, которое было принято правительством в середине этого лета, помогло властям добиться лишь незначительного удержания розничных цен на бензин и дизтопливо от резкого роста. В итоге, цены удалось снизить всего на 0,2-0,3%. Судя по заключению аналитиков Счетной палаты, подобные меры оказались недостаточными для того, чтобы успешно компенсировать опережающий рост цен, эффект которого накапливался с первых дней этого года.
Напомним, в минувшем месяце пресса сообщала, что российское правительство собирается увеличить размер компенсационных выплат отечественным нефтяным компаниям за сдерживание цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке до 630 миллиардов рублей.
Между тем, власти продолжают убеждать население в том, что опасаться каких-то заметных скачков цен на бензин в Новый год не следует. Так, в сентябре текущего года премьер Медведев заявлял, что на данный момент лимит повышения цен давно выбран. Глава правительства также отметил, что власти не допустят очередного скачка цен на дизельное топливо и бензин. С этой целью, подчеркнул Дмитрий Анатольевич, у Кабмина есть довольно большой выбор инструментов и рычагов влияния. К примеру, власти могут пойти на повышение ставки пошлин на экспорт нефти и готовых нефтепродуктов до того уровня, который сделает продажу бензина на внутреннем рынке более выгодной, чем поставки на внешние рынки. На этом фоне, как ожидается, внутренний российский рынок зафиксирует резкий рост конкуренции, что заставит многочисленных производителей снизить цены.
Как бы там ни было, но обещания правительства чаще всего остаются все теми же «обещаниями правительства», особенно, если принимать во внимание тот факт, насколько трепетно и бережно власти привыкли относиться к интересам отечественных нефтяников и крупного бизнеса в принципе. И если летнее снижение акциза на бензин дало столь незначительный результат, то возврат к ставкам и выше ударить по рынку новым всплеском цен. Возможно, в первые дни января эффект от этого будет менее заметен, однако, как только страна отойдет от новогодних праздников и вернется к обычной жизни и активной экономической деятельности, рост цен может оказаться действительно внушительным. Остается лишь надеяться, что эксперты, прогнозирующие на этом фоне еще и всплеск протестных настроений в стране, ошибаются или нарочно сгущают краски. Кто прав, а кто преувеличивает, узнаем уже ближе к 10-15 января 2019 года.