Поскольку большинство таких граждан относится к малообеспеченным слоям населения, а лекарственные препараты стоят дорого, это создает излишнюю социальную напряженность, особенно в регионах с низким уровнем дохода на одного жителя. Поэтому в последнее время участились случаи обращений в нашу организацию граждан, обеспокоенных такой порочной практикой.
Участниками ДЛО являются свыше 14 млн. граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных средств, 133 оптовые фармацевтические организации, свыше 22 тыс. лечебно-профилактических учреждений, более 13 тыс. врачей и 12 226 пунктов отпуска лекарств.
Действовать-то она действует, но, как показывает практика, нашим согражданам, нуждающимся в льготном обеспечении лекарственными препаратами, легче от этого не стало. Мало того, у многих за это время состояние здоровья только ухудшилось. А все дело в том, что по распоряжению ряда высокопоставленных должностных лиц Минздравсоцразвития РФ пенсионерам и ветеранам вместо необходимых высокоэффективных медикаментов стали выписывать так называемые дешевые аналоги, которые даже с "элементарными" болезнями не могут быстро справиться. Как вылечить простуду, не говоря уже о сердечно-сосудистых, заболеваниях, заболеваниях органов дыхания и пищеварения, опорно-двигательного аппарата? Кроме того, многие льготники теперь вообще не могут получить нужного рецепта.
Фактически граждане вынуждены в таких случаях приобретать необходимые лекарства за свой счет, - заявил Веку председатель МРОО Общество защиты прав потребителей Михаил Аншаков. Поскольку большинство таких граждан относится к малообеспеченным слоям населения, а лекарственные препараты стоят дорого, это создает излишнюю социальную напряженность, особенно в регионах с низким уровнем дохода на одного жителя. Поэтому в последнее время участились случаи обращений в нашу организацию граждан, обеспокоенных такой порочной практикой.
Заметим, что в 2005 г. право на получение по программе ДЛО бесплатных лекарств имели 14,7 млн. россиян, а реально получали их только 70% от списочного состава. При этом на реализацию программы ДЛО в прошлом году из федерального и местных бюджетов было израсходовано 44 млрд. руб., причем 40% из них в конце года. А вот в 2006 г. от получения набора социальных услуг (в том числе и бесплатных лекарств) отказались 46% льготников, в связи с чем государство сократило бюджет программы ДЛО до 29,09 млрд. руб. Таким образом, если в 2005 г. на лекарственное обеспечение одного льготника было израсходовано 4,3 тыс. руб. (356 руб. в месяц), то в нынешнем эта сумма сократилась до 3,66 тыс. руб. (305 руб. в месяц). При этом рост цен на лекарства по программе ДЛО составил 30-40%, в то время как на отечественном фармакологическом рынке в нынешнем году такой рост, по прогнозам экспертов, не превысит отметку в 3%. Мало того, в 2006 г. недопоставка в регионы лекарств составляют 20% от заявленных наименований (инсулины, сердечно-сосудистые, противоастматические препараты), и потому по 30% рецептов медикаменты не были своевременно отпущены.
Программа ДЛО не позволяет контролировать цены на лекарственные средства и выписку рецептов, поскольку в ней нет стандартов и нормативов, - говорит Михаил Аншаков. Все это приводит к тому, что по просьбе пациентов врачи выписывают любое наименование лекарств, а работники аптек, имея на руках перечень торговых наименований, который раздут (на 500 международных непатентованных 2,2 тыс. торговых), сами решают, какое из торговых наименований отпускать по рецепту. А поскольку аптеки не заинтересованы в отпуске дешевых препаратов, то отпускают самые дорогие.
Все это привело к тому, что если в марте 2005 г. средняя стоимость выписанного рецепта составляла 184 руб., то в марте 2006 г. 418 руб. В связи с этим сумма отпущенных по рецептам в январе-марте 2006 г. бесплатных лекарств составила около 19 млрд. руб., что превысило 65% годового бюджета программы.
По убеждению председателя МРОО Общество защиты прав потребителей, поскольку в программе ДЛО участвуют в основном частные компании, а распределением финансовых средств занимается Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, не заинтересованные в снижении стоимости медикаментов и расходов, создана система, обреченная на бесконтрольное расходование государственных средств.
Из-за того, что программа ДЛО эффективно не управляется, постоянно растут коррупционные возможности, основная точка формирования которых дистрибьюторы, являющиеся партнерами программы, говорит Михаил Аншаков. Поскольку средняя оптовая торговая наценка к цене производителя сегодня составляет в рамках программы 25-30%, дистрибьюторы за предоставление, по сути, логистических услуг получают от 25% до 30% выделенных на программу средств. Но ведь на российском фармацевтическом рынке стоимость услуг логистики не превышает 5-7% стоимости товара, а в европейских странах она составляет не более 2-3%.
По словам Михаила Аншакова, получая от государства 25-30% наценки, дистрибьюторы кредитуют государство только на величину этой наценки (то есть на величину своей прибыли). При этом лекарственные препараты по программе ДЛО дистрибьюторы поставляют на условиях беспроцентного товарного кредита, предоставленного производителями. Сроки такого кредита составляют не менее 180 дней и заведомо перекрывают сроки платежей из федерального бюджета за отпущенные медикаменты. Итогом нарушений в системе расчетов и срывов платежей за отпущенные медикаменты стало заявление некоторых производителей лекарственных средств о выходе из программы ДЛО.
Учитывая все эти обстоятельства, МРОО Общество защиты прав потребителей направила Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке соответствующий запрос, в котором мы просим установить и привлечь к ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях и нарушениях закона при реализации Государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на оказание государственной помощи в виде набора социальных услуг (ДЛО), - говорит Михаил Аншаков. Пора в этом деле навести порядок, и оградить наших пожилых сограждан, отдавших государству годы своей активной трудовой жизни, от коррупции и попыток всевозможных частных компаний и чиновников пополнить за счет стариков свой капитал.