По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), опубликованным в понедельник, в июле 2009 года по сравнению с июлем 2008 года продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта снизились в РФ на 58% - до 115,5 тыс. штук.
При этом аналитики АЕБ констатировали, что в январе-июле 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года продажи снизились на 50% - до 879 тыс. автомобилей.
Заметим, что тенденция к нарастанию снижения объемов продаж в России носит если не лавинообразный, то, по крайней мере, довольно серьезный характер. Так, если в июне 2009 года продажи машин в России сократились по сравнению с июнем 2008 года на 56%, то уже в июле этот показатель вырос на 2%. Таким образом, заявления экспертов о том, что в июне российский авторынок стабилизировался, не оправдались.
Более чем на 70% снизили свои продажи в РФ в июле Ford, Nissan, Toyota, Hyundai, Mazda, Honda, Fiat, автомобили китайских марок Chery, Great Wall, BYD, подразделения банкротящегося GM - Chrysler, Jeep, Dodge. Это наиболее серьезное падение среди всех марок автомобилей, продаваемых в России.
Ниже общего падения на рынке (менее 58%) оказались в июле продажи российского «АвтоВАЗа» (-42%), его российского партнера Renault (-40%), а также KIA (-41%), «ГАЗа» (-54%), Volkswagen (-35%), Peugeot (-50%), Suzuki (-28%), BMW (-20%), Citroen (-33%), Mercedes-Benz (-35%), SsangYong (-16%).
И лишь китайская Geely и американский Hummer оказались по итогам июля в плюсе.
Июльские продажи вазовской продукции продемонстрировали, что наиболее популярной моделью у россиян является Lada Priora (продано 10,3 тыс. штук, сокращение на 24%). А вот автомобилей семейства Samara, по данным АЕБ, было продано 7,9 тыс. штук, Kalina – 6,1 тыс., «классика» - 5,4 тыс. Продажам «АвтоВАЗа» в июле уступили даже Renault Logan (5,1 тыс.) и Ford Focus (3,4 тыс.), считающиеся из-за своей относительно недорогой цены едва ли не российскими народными автомобилями.
Заметим, что и без того тяжелая ситуация, сложившаяся на «АвтоВАЗе», в ближайшее время может усугубиться. В минувший четверг, 6 августа, стало известно, что один из крупнейших дилеров тольяттинского автогиганта – сеть «Ростокино-Лада», не сумев погасить полученный от Сбербанка кредит, инициировала процедуру своего банкротства. В пресс-службе «АвтоВАЗа» в конце минувшей недели подтвердили, что сотрудничество с этой компанией прекратилось еще месяц назад. Именно в начале июня этот автодилер сообщил руководству завода, что начал процедуру банкротства.
Примечательно, что с учетом «Ростокино-Лада» «АвтоВАЗ» в нынешнем году лишился четырех независимых дилеров. А ведь, по данным «Коммерсанта», на них приходилось 45% продаж вазовских автомобилей на московском рынке.
На самом «АвтоВАЗе», между тем, обстановка в последнее время складывается достаточно напряженная. Видя, что усилия правительства по поддержке отечественного автопрома не приносят результата (хотя ради этой поддержки в начале нынешнего года были значительно повышены пошлины на ввоз в Россию новых иномарок и автомобилей с пробегом, что вылилось в народные волнения на Дальнем Востоке), работники «АвтоВАЗа» 6 августа провели митинг против остановки конвейера предприятия и перехода завода на неполную рабочую неделю.
На площади перед Дворцом культуры и техники «АвтоВАЗа» в тот день собралось более 500 человек, которые потребовали национализировать предприятие. В числе лозунгов: «ВАЗу реальную помощь!», «Менеджерам – зарплату рабочих!», «Даешь национализацию!». Организатором акции выступил независимый профсоюз «Единство», лидер которого Петр Золотарев заявил: «Мы требуем национализации «АвтоВАЗа» без права последующей приватизации, прозрачности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Мы требуем рабочего контроля над деятельностью высшего руководства «ВАЗа». Счетную палату просим провести расследование расходования средств предприятия, включая господдержку, и опубликовать результаты».
По словам Золотарева, участники митинга приняли резолюцию, состоящую из 12 пунктов, которая будет направлена руководству страны.